Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

128 С. Н. Ларшина Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И. А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» Непревзойденным мастером психологической прозы XX века принято счи- тать И. А. Бунина. Как отмечал А. Г. Садовников, Иван Бунин придерживался высказывания И. А. Тургенева о том, что автор литературных произведений дол- жен быть психологом, однако скрытым [3, с. 26]. Художественный психологизм писателя достиг высокого мастерства в цикле рассказов «Темные аллеи». В соответствии с жанровым своеобразием произведений, входящих в цикл И. А. Бунина «Темные аллеи», можно сделать вывод о специфичности психоло- гического изображения героев, для которой характерна максимальная емкость всех стилевых элементов, включая и элементы психологического отображения внутреннего состояния героев. При рассмотрении особенностей художественного психологизма в цикле рассказов «Темные аллеи» мы определили ведущую роль следующих психоло- гических приемов: пейзажа как одну из форм отражения внутреннего мира пер- сонажа; портрета и его роли в создании психологического анализа героев. Обратимся к заголовку сборника, который подобно первой ноте музыкаль- ного произведения задает тональность всему содержанию цикла рассказов. С одной стороны темные аллеи – это дорожки для прогулок в тенистом вечернем парке, с другой стороны – это темные закоулки человеческой души, лабиринт, в котором спрятаны от посторонних глаз тайные желания, мысли. «Темные аллеи – это символ всего…непонятного, алогичного…Этот символ пронизывает все рас- сказы цикла, являясь ключом в пониманию замысла автора» [2]. Образ темных аллей с самого начала вводит читателя в мир природы, в котором человеческое бытие растворяется. Каждый рассказ отличается не- обыкновенной изобразительностью, живописной образностью стиля И. Бунина. Пейзаж можно назвать одним из главных компонентов мира литературного про- изведения. Рассказ «Темные аллеи» открывается картиной неприглядной осени: « В холодное осеннее ненастье , на одной из больших тульских дорог , залитой дождями и изрезанной многими черными колеями , к длинной избе…покатил закиданный грязью тарантас…, тройка довольно простых лошадей с подвязан- ными от слякоти хвостами » [1, с. 80]. И. Бунин использует прием «природно- психологического параллелизма». Картина осеннего запустения, увядания ста- новится как бы зеркалом, в котором отражается переменившийся облик героев. Черные колеи проходят не только по дорогам, они же испещряют и жизнь человека, накладывая отпечаток и на его внешний облик. « Стройный », но уже « старик-военный », « еще чернобровый, но с белыми усами » [1, с. 80].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=