Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

123 П. А. Кузьмина, Н. А. Ишекенов Факультет иностранных языков, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Романова ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ I КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ТГПУ им. Л. Н. ТОЛСТОГО Потребности играют важную роль в жизни каждого человека и затрагивают все сферы его жизнедеятельности. Потребность – состояние ощущения человеком нужды в том, что на данный момент будет составлять неотъемлемое условие для продолжения его дальней- шего существования [3]. Возрастные потребности – потребности, основные к удовлетворению в определенный этап жизни человека и после удовлетворения становящиеся ос- новой к развитию новых потребностей [2]. Одним из первых ученых, говорящих о сложности человеческих потребно- стей, был Абрахам Маслоу. Он предложил иерархию потребностей, состоящей их физиологических потребностей, потребностей в свободе и безопасности, со- циальных потребностей, потребностей в достижении и признании и потребно- стей в самоактуализации. По его мнению потребности проявляются в человече- ской деятельности в порядке очередности. Более высокий уровень потребностей появляется только тогда, когда удовлетворен более низкий. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможно- сти, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлет- ворена. Поэтому и процесс мотивации через потребности бесконечен [1]. Однако в концепции Маслоу эклектически соединены биологические и со- циальные составляющие поведения человека. Тем не менее, Маслоу не дает от- вета на ряд вопросов: почему потребности человека «поднимаются» по уровням, какие силы этому способствуют, почему движение по иерархической пирамиде происходит само по себе и можно ли влиять на его скорость, как учитывать ин- дивидуальные отличия людей. С целью изучения основных возрастных потребностей студентов нами был проведен опрос среди 43 учащихся I-го курса ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В качестве основной потребности 25,5 % опрошенных респондентов ука- зали потребность в финансовой независимости. Уже на начальной ступени обу- чения, обучающиеся хотят быть независимыми и самостоятельными в финансо- вом плане. Не менее важной потребностью для 19,7 % выступает потребность в безопас- ности. Это может быть связано с неуверенностью в дальнейшем будущем, выбо- ром места работы по окончании университета. Также эта потребность может быть основана на сомнениях в своей готовности, как будущего специалиста. Значимой потребностью для 16,2 % студентов первого курса является по- требность в общении, так как при поступлении они оказываются в новой еще не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=