Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
12 3. Контрольные тестирования. 4. Методы математической обработки результатов исследования. Новизна исследования определяется совокупностью полученных данных о применении комплекса мер воздействия для повышения эффективности воспитания волевых качеств подростков, занимающихся в школьной секции по волейболу. Практическая значимость работы определяется возможностью использо- вания результатов исследования при организации деятельности школьных сек- ций, при выборе средств, методов и мер педагогического воздействия, способ- ствующих воспитанию волевых качеств подростков. Полученные данные могут быть использованы тренерами и преподавателями физической культуры. Проблема воли крайне сложна в изучении, т. к. в научном и обыденном по- нимании толкуется по-разному: в обыденной жизни воля это свобода человека, свобода его выбора, а в научном понимании воля это детерминизм с внешней обусловленностью поведения человека. В настоящее время понятие «воля» получило множество определений и направлений, сюда можно отнести «волюнтаризм», мотивацию, свобода вы- бора и т. д. Современная наука рассматривает волю, как способность человека к созна- тельной саморегуляции. Она оказывает влияние на совершения действия, так и на отказ от него. Основным элементом воли является акт осознанного принятия решений. Исходя из вышеописанного, мы можем дать определение понятия «воли»: Это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и кон- тролировать свое поведение, как в конкретный момент времени, так и на протя- жении всей жизни, самостоятельно принимать решения по средствам мыслитель- ных процессов, умение использовать психические и физические возможности своего организма для преодоления трудностей, препятствующие достижению поставленной цели. Сознательное и целенаправленное действие, с помощью которого человек воплощает цель в жизнь, при этом осуществляя контроль своих импульсов, из- меняя окружающий мир, подчиняя его ради поставленной задачи, носит назва- ние волевое действие [1]. Педагогический эксперимент, направленный на оценку эффективности пе- дагогических условий, способствующих развитию волевых качеств старшеклас- сников, проводился на базе МБОУ «Центр образования № 27» г. Тула, в секции по волейболу. В исследовании принимали участие 28 юношей 16–17 лет, занимающихся волейболом в школьных секциях. 14 учащихся МБОУ «Центр об- разования № 27» составили экспериментальную группу (ЭГ), а 14 учащихся МБОУ «Центр образования № 2» г. Тула – контрольную (КГ). В экспериментальной группе занимались юноши, имевшие опыт трениро- вочной и соревновательной деятельности, и занимавшиеся волейболом только в школьной секции. Объединение их в мини-группы способствовало активиза-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=