Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

108 в другие сферы жизнедеятельности; индивидуальная траектория с учетом лич- ностных особенностей студента; наличие психолого-педагогической помощи; наличие перспектив. В своей совокупности эти составляющие характеризуют эф- фективную работу педагога по отношению к обучающемуся в СПО [6]. Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профес- сию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой [2]. Вклю- чает в себя следующие действия педагога: создание благоприятного эмоциональ- ного климата в группах, а также дальнейшее оказание помощи во взаимодей- ствии всех обучающихся в коллективе; предоставление студентам возможности самореализации; организация дополнительных занятий; внеаудиторная работа; поддержка как в процессе обучения, так и в повседневной жизни (например, про- блемы с заселением в общежитие) [5]. Отдельно хочется выделить культуру образовательной среды. Эта деятель- ность выражается в форме организации кружков, секций, студий со стороны как обучающихся, так и преподавателей. Проявление взаимодействия между педагогоми обучающимися четко прослежи- вается в воспитательной работе педагога. Воспитательная работа предполагает следу- ющие принципы: личностный подход в организации обучения, гуманистический под- ход, средовый подход, дифференцированный подход, творческое развитие [7]. Стоит упомянуть некоторые трудности, возникающие при взаимодействии преподавателя и обучающихся. На мой взгляд, их можно разделить на професси- ональные и личностные. К первым можно отнести: недостаточная квалификация педагогических кадров; «слабый» педагогический состав; устаревшие методики проведения занятий и воспитательных мероприятий; отсутствие этических и профессиональных рамок в общении; отсутствие основы для социализации и адаптации в условиях СПО; наличие негативной мотивации, т. е. отсутствие за- интересованности в учебном и воспитательном процессе; отсутствие благопри- ятного педагогического климата; отсутствие внеурочной деятельности, у педагога – пассивность в решении различных проблем студентов, у обучаю- щихся – неспособность и неготовность к самореализации. Ко вторым можно от- нести: статусно-ролевая, возрастная и психологическая трудности. Решение данных трудностей предполагает противоположные действия со стороны как преподавателя, так и студента. Это повышение квалификации, ис- пользование инновационных методик в преподавании и воспитании, профилак- тические беседы, организация внеучебной деятельности и так далее. Особое значение в образовательном процессе играет инклюзивное образо- вание. Роль и воздействие педагога очень важны для таких людей. Важнейшие задачи преподавателя по отношению к таким студентам – формирование жиз- ненной заинтересованности в труде, с наличием соответствующих профессио- нальных качеств; компенсация физических и умственных недостатков; подго- товка к производительному труду. Результат – успешная социализация. Препо- даватели колледжа в основном используют образовательно-реабилитационные технологии обучения и воспитания: индивидуализация, личностно-ориентиро- ванные подходы, мультимедийные технологии, современные интерактивные технологии, применяются элементы саморазвивающего обучения и т. д. [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=