Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

105 происходит в том случае, когда учитель давит на индивида своим авторитетом и не дает ему проявить себя, высказать свою точку зрения. Кроме того, на фор- мирование личности оказывают влияние сверстники и атмосфера социальной группы, в которой он находится. С возрастом человек начинает все больше по- лагаться на себя, свои знания, свой собственный опыт. Но индивид может под- даваться влиянию выбранных им авторитетов, друзей, коллег и остального бли- жайшего окружения. Если человек целенаправленно познает и развивает себя, стремится к совер- шенствованию своих знаний и умений в интересующих его областях, то в данном случае обучение становится самым большим удовольствием для него. Сейчас саморазвитие может позволить себе абсолютно любой человек, по- скольку на данный момент большой массив информации находится в свободном доступе: интернет, книги, лекции, семинары, курсы, тренинги и т. д. Стремление, активность, убеждения, воля и многие другие качества помогают достичь наибольших успехов в познании себя и своих интересов. Формирование личности происходит не стихийно, а в несколько этапов [2]. На первом этапе – неосознанное формирование. В начале пути у человека отсут- ствуют убеждения, цели, критическое мышление и он перенимает поведе- ние своих родителей. Именно в детстве начинается формирование личности. В начале жизни у ребенка нет ни умений, ни навыков. Для него родители – это пример для подражания. Он непроизвольно копирует интонации, мимику, ма- неры и т. д. Все, что ему разрешили и назвали «правильным», ребенок постара- ется развить в себе, а все, что назвали «неправильным», ребенок посчитает за- претным. Во многом человек – это отображение той среды, в которой он провел первые годы своей жизни. На втором этапе самопознания человек начинает интересоваться, кто он, ради чего он живет и т. д. Но не все люди задаются этими вопросами, некоторые просто готовы плыть по течению. Те же, кто ставят перед собой эти вопросы, могут дать на них либо положительный, либо отрицательный ответ. Тот, кто дал положитель- ный ответ – тот начинает себя целенаправленно развивать: учеба, спорт, путеше- ствия – это начало третьего этапа – осознанного развития. Человек развивает те качества, убеждения, которые необходимы для достижения его целей. На четвертом этапе – самореализации, происходит преодоление жизненного пути «от вершины к вершине», достижение поставленных целей и полная реали- зация своего потенциала как личности. Здесь человек покоряет все высоты, до- стигает определенных результатов. Таким образом, процесс становления личности происходит постепенно и это сложное, многокомпонентное явление. Личность начинает закладываться из того, что у ребенка уже было заложено в первые годы жизни и того, что он приобрел в дальнейшем. На формирование личности влияют множество факто- ров, как внешних, так и внутренних, но во многом все зависит от сознательного выбора самого человека и его осмысления происходящего. Становление лично- сти – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие своего внутреннего по- тенциала.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=