Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

104 А. А. Корепанова, Д. М. Мельник Факультет математики, физики и информатики, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Романова ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ С момента своего рождения человек проходит через различные стадии фи- зического и интеллектуального развития. Особо важными для индивида явля- ются процессы становления и развития личности, так как именно от них зависит степень согласованности его взаимодействий, как с ближайшим окружением, так и со всем обществом в целом. Многие психологи дают различные определения понятия «личность». В. А. Ганзен рассматривает личность, как общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении [1]. По мнению А. Н. Леонтьева, личность – это совокупность общественных от- ношений, реализующихся в многообразных деятельностях [1]. Становление личности представляет собой сложный и противоречивый про- цесс в ходе, которого, человек выступает не только в роли объекта воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Человека определяют, как личность, если он может осуществлять социально по- лезную деятельность, осознавать себя и свое место в обществе. Человек развива- ется всю свою сознательную жизнь, и это процесс непрерывен. На становление личности оказывают влияние ряд внутренних и внешних факторов. Каждый ребенок с момента рождения обладает определенной комби- нацией генов, которая задает ход его дальнейшего развития, но становление лич- ности, не ограничивается только наличием врожденных качеств. С раннего дет- ства и в течение всей жизни они оказывают существенное влияние на человека посредством воспитания и обучения. Уже в раннем возрасте начинается форми- рование основных черт характера человека. Родители и ближайшее окружение закладывают тот «фундамент», на котором в дальнейшем строится процесс фор- мирования и развития личности. Главным условием для развития психических функций у ребенка является воспитание. Родители, наблюдая за ребенком, должны подмечать то, что у него получается лучше всего, к чему он проявляет больший интерес. Внимательное отношение родителей к своему ребенку помогает вовремя рассмотреть имею- щийся у него потенциал. В процессе обучения человек совершенствует свои знания, умения, навыки. Многое в этом вопросе зависит от учителя, который задает вектор развития бу- дущей личности. Но не всегда этот вектор может иметь верное направление, это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=