Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

100 беспокойства, которое формируется в сознании в результате предположений о потенциальных неудачах, опасностях или значительных событиях, несущих неизвестность. Само понятие «тревога» было введено в психологию Зигмундом Фрейдом. З. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, которое высту- пает сигналом предвосхищаемой опасности. Содержанием тревожности он счи- тал чувства неопределенности и беспомощности. Согласно З. Фрейду, тревож- ность характеризуется тремя основными признаками: 1) чувство неприятного; 2) соответствующие соматические реакции (одна из которых – учащение сердце- биения); 3) осознание переживания [4]. Зигмунд Фрейд выделял три главных вида тревожности: 1) объективная тревожность (вызвана реальной внешней угрозой); 2) невротическая (вызвана неопределенной внутренней опасностью, которая не признается сознательно и основана на боязни потенциального вреда); 3) моральная (определяется как «тревожность совести»). Ф. Б. Березин описал стадии развития тревоги на основе увеличения ее ин- тенсивности: 1-я стадия – ощущение внутренней напряженности (ощущение диском- форта, напряжения, переживаний), выполняет роль сигнала об угрозе; 2-я стадия – появление гиперестезических реакций – раздражительность; 3-я стадия – появление тревоги (появляется чувство неопределенной опас- ности, угрозы); 4-я стадия – появление страха при выявлении объекта опасности; 5-я стадия – переживание ужаса в результате возникновения ощущения неизбежности катастрофы, при этом ужас может переживаться как на основе страха, так и сильной тревоги; 6-я стадия – возникновение тревожно-боязливого возбуждения (максимальная дезорганизация поведения и деятельности, панический поиск помощи). Усердная подготовка к выпускным экзаменам, процесс их сдачи, ожидание результатов, подача документов в университет, жесткая конкуренция при по- ступлении, начало первого учебного года в статусе студента – первокурсника, первый опыт сдачи зачетов, сессии – все эти слова и словосочетания заставляют будущих студентов испытывать неприятное чувство неопределенности. Более того, сам возраст характеризуется моментальной изменчивостью настроения, эмоций и чувств. Уровень тревожности в этот период как никогда высок. Посто- янное напряжение и тревога негативно влияют на психическое состояние уча- щихся школ и студентов. При усилении интенсивности возникшей тревоги появ- ляется сильный стресс, страх и ужас, которые могут привести к эмоциональному срыву, торможению восприятия и усвоения информации. Помимо этого, уровень самооценки может повлиять на показатели тревожности. Так, например, люди с низкой самооценкой не верят в свои силы и способности и, как следствие, не могут эффективно бороться с тревогой и стрессом и подавлять их. Такие люди чаще других испытывают дискомфорт и неуверенность и имеют проблемы с про- цессом обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=