Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

91 тивными в развитии языковой догадки, ассоциативных связей и в закреплении значения слова в памяти учащихся [3, с. 59]. Дидактические трудности возникают тогда, когда педагог использует чтение как вспомогательный вид речевой деятельности, как средство обучения, который является лишь источником нового лексического материала, образцом и опорой для порождения собственных высказываний в устной или письменной речи. Соответственно, чтобы предотвратить дидактические трудности необхо- димо перейти к развитию умений коммуникативного чтения как цели обучения, для получения информации из текста в том или ином объеме. По мнению Н. И. Жинкина, самостоятельным видом речевой деятельности чтение становиться только, когда учащийся начинает понимать не только речь, но и суть описываемых событий, опираясь не только на текст, но и на свой лич- ный опыт [4, с. 63]. Развитию чтения как самостоятельного вида речевой дея- тельности могут помочь упражнения развивающие навык узнавания, умения строить гипотезы, умения определять специальное значение слова в определён- ном контексте, умения поиска смысловых опор и т. д. Ещё одной причиной возникновения дидактических трудностей является отсутствие учёта индивидуальных особенностей учащихся при планировании уроков чтения. Решению данной проблемы будут способствовать гибкие учеб- ные планы, учитывающие различные физиологические и когнитивные особен- ности учащихся, влияющие на освоение ими английского языка. Мотивационные трудности возникают, когда учащиеся не понимают смысла своей деятельности. Чтобы избежать подобного развития событий при чтении англоязычных публицистических текстов, учителю необходимо учиты- вать психологические особенности учащихся, свойственные их возрасту. Если мы говорим о старших подростках, то текст должен соответствовать следую- щим параметрам, которые мы вывели на основании психологических исследо- ваний М. В. Гамезо, В. С. Мухиной и И. В. Дубровиной: 1. Удовлетворять познавательным интересам учащихся, т. е. передавать новую, практически значимую информацию; 2. Иметь связь с будущей профессией (для тех, кто определился); 3. Быть доступными в языковом плане, т. е. соблюдать правильный баланс между знакомой и незнакомой лексикой, грамматикой в соответствии с зада- ваемым видом чтения; 4. Обладать хорошей структурной и логической организацией; 5. Способствовать личностному росту, культурному развитию; 6. Удовлетворять эстетическим и эмоциональным потребностям учащихся [1, с.186], [5, с. 464], [2, с. 285]. С мотивационными трудностями тесно связаны возрастные трудности , которые также возникают из-за отсутствия учета психолого-возрастных осо- бенностей учащихся и психологических новообразований, которые определяют характер учебной деятельности учащихся. Таким образом, планируя урок чтения у старших подростков нам необхо- димо учитывать, что у них преобладают познавательные мотивы учебной дея- тельности, носящие преимущественно избирательный характер.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=