Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
84 О. С. Гончар Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ИДЕИ СУХОМЛИНСКОГО О СОДРУЖЕСТВЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания детей – наиболее значимый и сложный вопрос педагогической теории и практики, объективно обусловленный влиянием различных факторов социализации на формирование личности ребенка. В истории педагогики накоплен значительный потенциал разнообразных идей, концепций, опыта решения данной проблемы. Существенный интерес в ак- туализации идеи «содружества семьи и школы» представляет обращение к насле- дию известного украинского педагога советского периода В. А. Сухомлинского. Сухомлинский В. А. один из первых педагогов, который очень точно под- черкнул объективный характер необходимость и сотрудничества родителей и педагогов в воспитании и обучении детей. Он писал: «… без воспитания де- тей, без постоянного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей не- возможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный про- гресс общества»[1]. В одном из своих произведений «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлин- ский отмечал, что учителю важно знать семью ребенка, его родных, так как от того, какая атмосфера существует в семье, зависит, какой у ребенка будет внут- ренний мир. « Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» [2]. В пример он приводит неблагополучные семьи и то, как на детей влияет отно- шение между родными (если таковые были), поведение родителей и т. д. Сухо- млинский пишет, что если ребенок не будет с малых лет знать хорошего, то в последствии ему будет уже трудно привить веру в добро и справедливость. «Жизнь утвердила убеждение в том, что если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подрост- ковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца» [3]. В. А. Cухомлинский подчеркивает, что каждая семья – особая, поэтому она нуждается в индивидуальном подходе. Анализируя свой опыт, он приходит к убеждению необходимости систематических встреч учителя (классного руко- водителя) с родителями, совместное и корректное обсуждение трудностей в воспитании ребенка. Те же дети, которые лишены семьи, матери, по его мне-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=