Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

61 К. В. Браткова Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пронина ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ Каждый человек в своей жизни сталкивается с моментом, когда ему необхо- димо выбрать будущую профессию. Из-за того, что удачный выбор профессии яв- ляется причиной осознания своей важности в социуме, а также одним из состав- ляющих условий человеческого счастья, порой сделать это достаточно сложно. Также необходимо учитывать все факторы, влияющие на выбор профессии. Российский академик Е. А. Климов описывает 8 факторов, которые могут коренным образом изменить профессиональный выбор («восьмиугольник Кли- мова) [1]. Сюда он относит: 1. Наличие у человека склонностей и интересов, т. е. при выборе профес- сии необходимо опираться на то, что нравится человеку, что ему приносит наи- большее удовольствие. 2. Наличие способностей, т. е. необходим не только интерес к делу, т. к. порой его недостаточно, но и нужно, чтобы у человека это получалось. 3. Притязания (предпочтения), т. е. необходимо учитывать не только жела- ния, но и внешние факторы, которые тоже имеют решающее значение при вы- боре профессии, также необходимо, чтобы притязания были реалистичны. 4.Мнение родителей, семьи 5.Мнение сверстников 6.Мнение учителей, школьных педагогов 7. Личный профессиональный план, т. е. это представление человека об этапах освоения профессии, чего он хочет достигнуть, кем стать. 8. Знания о профессии или информированность, т. е. перед выбором сна- чала необходимо подробно узнать о профессии, найти такую информацию, ко- торая будет полной и достоверной. Помимо данных факторов стоит упомянуть и такой немаловажный фактор как гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы – это совокупность социаль- ных и культурных норм, устойчивые стандартизованные представления о моде- лях поведения и чертах характера, которые общество предписывает понятиям «мужское» и «женское», т. е. людям в зависимости от их биологического пола. Чтобы лучше разобраться в гендерных стереотипах и их влиянии на выбор про- фессии, необходимо осветить их группы, которые выделяет Клецина И. С. [2]. 1. Стереотипы мужественности и женственности (или маскулинности и феминности) – стереотипы, характеризующие человека с помощью личност- ных качеств, социально – психологических свойств и стиля поведения, в кото- рых отражаются представления о мужественности и женственности. Например, к стереотипно приписываемым качествам женщин относят эмоциональность,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=