Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
58 ские (изобразительные) средства, интегрированные в вербальное сообщение в содержательном, содержательно-композиционном и содержательно-языковом аспектах» [2, с. 528]. На наш взгляд, обобщив все вышесказанное, можно сде- лать следующий вывод: «сочетание вербальных и невербальных средств пере- дачи информации образует креолизованный текст» [2, с. 529]. Взаимодействуя друг с другом, вербальный и иконический, или звуковой, или атрибутивный тексты обеспечивают целостность и связность произведения, его коммуника- тивный эффект. Следовательно, креолизованный текст обладает некоторыми особенностя- ми. Фактически, это качественно иная форма изобразительного повествования, которая отличается особым художественным языком. Слово и рисунок или ка- кой-либо другой изобразительный компонент представляют собой два равно- значных вида знаков при оформлении данного типа текста. Цель использования такого текста – обеспечить адресату сообщения наи- более благоприятные условия для усвоения новой информации. Безусловно, одновременная активизация нескольких каналов восприятия человека позволя- ет ему лучше воспринимать информацию. В современном мире, перегруженном информацией, это очень важно. Как отмечалось выше, креолизованные тексты могут быть различных ви- дов. Согласно Е. Е. Анисимовой, к креолизованным текстам следует отнести «газетнопублицистические, научно-технические, тексты-инструкции, иллюст- рированные художественные тексты, тексты рекламы, афиши, комиксы, плака- ты» [1, с. 101]. Для каждого из этих типов креолизованных текстов характерно разное со- четание и соотношение вербальных и невербальных компонентов. Каждому ти- пу свойственны свои функции. Например, в газетно-публицистическом стиле реализуется языковая функция воздействия (агитации и пропаганды) в комби- нации с информативной функцией (сообщение новостей). Научно-технические тексты часто требуют изображения для выполнения познавательной функции. Основная задача научно-технического текста, преимущественно реализующего когнитивную функцию, состоит в предельно ясном и точном доведении до чи- тателя фактического материала без эксплицитно выраженной эмоциональности. Огромную помощь в этом оказывает визуальный или графический компонент таких текстов (графики, формулы, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т. д.). Креолизованные тексты разных типов могут оказаться очень полезными на уроках иностранного языка. Например, следующее задание, включающее крео- лизованный текст, можно использовать на уроках в старшей школе: Writing. Read the comics. Answer the following questions in writing: • What premonitions do you believe in? If you do not believe, why? • How often do you see premonitions? • Write a mini story (100 words) about any premonitions that you saw.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=