Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

552 больница тюрьмы «Кресты» в Ленинграде. Туда он попадёт в 1941 году, симули- ровав сумасшествие, чтобы избежать расстрела за распространение среди своих друзей и знакомых «клеветнических и пораженческих настроений». Стоит упомянуть соседа по имени Сакердон Михайлович, который также фигурирует в повести Хармса. С ним главный герой выпивает, ест яйца, сосис- ки, кильку. Но интересно совсем не это. Остановимся на моменте, в котором герой повести размышляет о своём будущем произведении. «Я сижу и от радо- сти потираю руки. Сакердон Михайлович лопнет от зависти. Он думает, что я уже не способен написать гениальную вещь. Скорее, скорее за работу!» [2], – говорит главный герой, обдумывая сюжет своего будущего рассказа о чудо- творце. Так почему же его так волнует мнение, казалось бы, ничем не примеча- тельного и самого заурядного соседа по коммунальной квартире? А потому что сосед этот не кто иной, как литературный коллега и друг Даниила Хармса писа- тель-обэриут Николай Олейников. Эту точку зрения выдвинул советский фило- соф Яков Друскин. В это очень легко поверить, поскольку даже имя и отчество Сакердон Михайлович созвучны с именем и отчеством самого Олейникова – Николай Макарович. Это лишний раз подтверждает то, что в своей повести Хармс описывает свою жизнь, ведь даже сосед главного героя в произведении буквально является другом самого Хармса в жизни. С личностью Олейникова связан ещё один интересный эпизод повести. Когда главный герой уже сидит в вагоне электрички, чтобы поскорей увезти тело мёртвой старухи за город, а потом избавиться от него, в окно он видит, как «по платформе два милиционера ведут какого-то гражданина в пикет. Он идет, заложив руки за спину и опустив голову» [2]. Можно предположить, что это является намёком на судьбу Николая Олейникова – писатель был арестован за полтора месяца до написания «Старухи» Хармсом. Вполне возможно, что с по- мощью этого эпизода писатель хотел увековечить память о близком друге, пусть и таким скрытым и завуалированным способом. Интересен и тот факт, что тело злосчастной старухи, от которого так жа- ждет избавиться герой повести, пропадает из вагона поезда, когда тот проез- жает в районе Лахты. Согласно дневниковым записям Хармса, он очень любил это место и неоднократно посещал его для прогулок. Недалеко от Лахты рас- полагается Буддийская пагода, и, поскольку Хармс живо интересовался вос- точной мистикой, исчезновение чемодана со старухой именно здесь довольно символично. В данном небольшом отрывке Хармс запечатлел свои любимые места Ленинграда того времени, которые он неоднократно посещал и которы- ми восхищался. Суммируя всё написанное выше, можно смело утверждать, что в повести Хармса «Старуха» содержится множество черт и деталей, взятых автором из собственной жизни, списанных с себя самого. Поскольку данное произведение является последним большим произведением автора, можно говорить о том, что с его помощью Хармс как бы подводит своеобразный итог своей жизни, пыта- ется как можно обширнее и подробнее описать себя, своё окружение – всё то, что делает его собой именно в момент написания произведения. Он как будто предчувствует наступление чего-то мрачного, темного, какого-то переломного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=