Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

551 Н. С. Юрков Факультет русской филологии и документоведения, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Л. Райхлина ЧЕРТЫ АВТОБИОГРАФИИ В ПОВЕСТИ Д. ХАРМСА «СТАРУХА» Даниил Иванович Хармс до сих пор остаётся одним из самых противоречи- вых и необычных авторов начала XX века. Несмотря на то, что его биография довольно подробно и хорошо изучена литературоведами, сам Хармс оставил по- сле себя мало произведений, содержащих в себе автобиографические черты. А из-за того, что многие его произведения наполнены абсурдом и даже имеют некие фантастические начала, довольно трудно отделить подлинные факты от авторского вымысла. Таково и самое большое произведение Даниила Хармса – повесть «Старуха», написанная им в 1939 году, за три года до своей смерти. Не- смотря на всю абсурдность и даже фантастичность этого произведения, можно смело утверждать, что оно является в какой-то степени автобиографичным. Начнём с того, что в данной повести Хармс выбирает очень редкую для себя форму повествования от первого лица. Данная форма была выбрана авто- ром не случайно. Он хочет, чтобы его будущий читатель лучше ассоциировал себя с героем произведения, а героя, соответственно, с автором. Хармс бук- вально рисует в своей повести собственный портрет, старательно выводя и по- казывая все свои черты и особенности. Герой-повествователь живёт в советском Ленинграде, и, возможно, его дом расположен по тому же адресу, что и дом самого Хармса (улица Маяковского, д. 11). Это предположение подтверждается описанием коммунальной квартиры: электрическая печка, маленький шкапик, кушетка – всё говорит о крайней бед- ности, безденежье главного героя. А ведь и правда, литературная деятельность, издание стихотворений в детских журналах приносили Хармсу сравнительно не- большой гонорар, которого еле хватало на существование писателя. Примеча- тельно также отношение к детям, которое Хармс прививает своему герою: «С улицы слышен противный крик мальчишек. Я лежу и придумываю им каз- ни…» [2]. Как известно, Даниил Иванович терпеть не мог детей, что и отразил на страницах своей главной повести. При этом иронично, что при всей своей нена- висти к детям, при жизни Хармс будет печататься только в детских журналах, и лишь два его «взрослых» произведения будут изданы до 1942 года. Герой повести Хармса, как и сам автор, занимается писательской деятель- ностью. Он безуспешно пытается написать рассказ о чудотворце, который живёт на свете, но совсем не творит чудес. Вероятно, в образе чудотворца из рассказа Хармс стремится показать самого себя: он понимает свою гениальность, знает, что способен буквально за секунду сотворить что угодно, но, к сожалению, об- щество и время ещё не готовы к его «чудесам», и чудотворцу суждено умереть в сарае. Удивительно, как с помощью этого образа Хармс буквально предсказал свою будущую трагическую кончину. Его «сараем» станет психиатрическая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=