Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

544 П. И. Ширшова Факультет естественных наук, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. П. Маркова ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ НЕВРОТИЗМА ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКОВ Невротизм – черта личности, которая связана с эмоциональной неустойчи- востью, тревогой, низкой самооценкой, склонностью к негативным пережива- ниям и развитым чувством вины. Невротизм нельзя отождествлять с неврозом, т. к. невротические симптомы может демонстрировать и здоровый человек. Раз- дражительность, незащищенность, эмоциональность, душевный дискомфорт при внешнем благополучии – главные признаки невротизма. Повышенный уровень невротизма выражается в неадекватной тревожности. Именно в неадекватной и неадаптивной, т. е. уровень тревожности и эмоциональ- ных реакций не соответствует ситуации и не способствует ее разрешению. Повы- шенный уровень невротизма – это уже не норма, но пока и не патология, однако, на его основе могут развиваться заболевания: неврозы и психозы. К факторам, повышающим уровень невротизма, относится, в частности, психоэмоциональный стресс. Одним из важных стрессирующих факторов в жизни старшеклассников является ЕГЭ. С 2009 г. он стал обязательной и единственной формой итоговой аттестации в школах РФ. С тех пор в педаго- гической литературе и СМИ постоянно появляется информация о негативном влиянии ЕГЭ на состояние нервно-психического здоровья подростков [1, 3]. Ожидание этого важного события в жизни провоцирует экзаменационную тре- вожность [3] и повышает уровень невротизма у старшеклассников. Мы решили подтвердить или опровергнуть эти данные на примере изучения степени невро- тизма 18 старшеклассников СОШ№ 2 г.Донского Тульской области. Уровень невротизма определяется с помощью специальных опросников. Нами был использован стандартный двуханкетный тест, приведенный в «Со- временных технологиях оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях» [2]. Первую анкету заполняли ученики, а вторую – их родители. Такой подход повышает объективность исследования. Ответы на вопросы анке- ты: «никогда», «иногда», «часто», – оценивались в баллах от 1 до 3-х. Степень невротизма оценивалась по сумме баллов анкет ученика и его родителя: до 43 баллов – допустимая, от 43 до 55 – повышенная, с 56 – высокая. Исследование проводилось дважды: в сентябре и в апреле, т. е. в начале и в конце учебного года. Полученные результаты представлены в таблицах 1–2. Для того, чтобы сравнить результаты, мы использовали парный критерий Стьюдента, т. е. сравнивали баллы, полученные одними и теми же школьника- ми при анкетировании в сентябре и в апреле (таблица 1). Результаты достовер- но различаются (Р <0,005). Если в начале года мы имеем в среднем повышен- ный уровень невротизма, то в апреле от уже становится высоким.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=