Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

541 Д. О. Шин Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Щукина ОСОБЕННОСТИ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕКСИКИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЕГЭ И IELTS) Трудности овладения лексикой иностранного языка и большое значение лек- сики для формирования умений речевой деятельности свидетельствуют о важно- сти контроля ее усвоения. Обучение речевой деятельности предполагает выпол- нение учащимся определенных действий и операций со словом, то есть не только знание формы, значения и особенностей употребления лексической единицы, но и владение навыками оперирования лексикой в процессе коммуникации. Эти же объекты обучения являются объектами контроля. Однако, как правило, лексиче- ский навык в чистом виде не проверяется, обычно тестируются языковые навыки, куда входит знание как лексики, так и грамматики, так как лексические единицы языка только помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматиче- ские – придать содержанию нужную форму, чтобы в конечном результате состоя- лась коммуникация. В данной статье будут представлены лексические задания в двух экзаменах, а именно российский стандартизированный экзамен (ЕГЭ) и международный тест на знание английского языка (IELTS). Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это «форма государственной ито- говой аттестации по образовательным программам среднего общего образова- ния» [2]. Раздел «Лексика и грамматика» в ЕГЭ по английскому языку включает в себя задания 19–25 на грамматику, где от экзаменующихся требуется не только поставить глагол в правильное время, опираясь на контекст, а также уметь рабо- тать с разными грамматическими формами конкретной лексической единицы; задания 26–31, имеющие лексико-грамматический характер, требуют не только образовать новое слово при помощи аффиксации, но и поставить его в нужную грамматическую форму, и задания 32–38, которые проверяют умения выпускни- ков использовать слова в связном тексте с учетом их смысла, сочетаемости слов и грамматического оформления. Тип заданий 19-31 в ЕГЭ на грамматику и лек- сику базируется на умении работать с таким видом задания, как преобразование слова (word formation) в соответствии с нормами английского языка в коммуни- кативно-значимом контексте. В заданиях 32–38 наблюдается такой вид тестиро- вания, как множественный выбор (multiple choice). Здесь учащимся необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных, при этом учесть кон- текст при употреблении слов, выбрать нужный по контексту синоним из ряда предложенных, убедиться в лексической сочетаемости и правильности грамма- тической конструкции при выборе нужного слова. «IELTS (International English Language Testing System) был создан в 1990 году при участии Британского совета (British Council), экзаменационной служ- бы Кембриджа UCLES (University of Cambridge Local Examination Syndicate)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=