Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
534 ния знаний и вовлеченность учащихся в процесс обучения. Что, безусловно, важно для реализации системно-деятельностного подхода. Ознакомление с понятием «температура» и принципом работы термометра продолжается при рассмотрении разделов (тем) «Что такое погода», «Домаш- ние опасности», «Воздух и его охрана», «Солнечная система». Вся полученная информация: в ходе бесед, наблюдений, экспериментов, демонстраций, натур- ных (реальных) опытов или видеофрагментов пригодится в будущем при изу- чении тепловых явлений. Логическим продолжением курса «Окружающий мир» является дисципли- на «Естествознание», изучаемая в 5–6 классах. В учебнике «Естествознание. Введение в естественнонаучные предметы» А. А. Плешакова [6, с. 67] тепловые явления затрагиваются в разделе «Вещества и явления в окружающем мире» и рассматриваются на примере опытов по нагреванию льда в колбе. Ход экспе- римента представлен в виде последовательных иллюстраций, как руководства по его выполнению. Учащиеся должны нагреть кубик льда в пробирке и отве- тить на вопросы по изменению формы, объёма льда и воды, а также объяснить наблюдаемое явление. Такой анализ возможен благодаря усвоенному в началь- ной школе понятию «температура» и изучению тепловых явлений на ознакоми- тельном уровне. Реализация задач обучения естествознанию до начала изуче- ния систематического курса физики ориентирована на развитие таких логических универсальных действий, как: анализ, синтез, сравнение, установ- ление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассужде- ний, выдвижение гипотез и их обоснование, а также на достижение таких лич- ностных результатов обучения как формирование познавательных интересов и ценностных отношений друг к другу и учителю в процессе совместной иссле- довательской деятельности. В систематическом курсе физики (7–11 классы) изучение понятия «темпе- ратура» и связанных с ним терминов осуществляется поэтапно: от простого обобщения в 7-ом классе знаний и умений учащихся, полученных в процессе ознакомления с различными естественнонаучными фактами, до философских идей границ познаваемости мира к окончанию средней общеобразовательной школы. Так, опыт с нагреванием металлического шара, свободно проходящего сквозь кольцо, и не проходящего после его нагревания, подводит учащихся 7 класса к размышлениям о причинах изменения объёма тел и о строении веще- ства. При этом понятие температуры обязательно присутствует в речи учащихся. Также без усвоения понятия «температура» было бы невозможно изучение мате- риала, в котором обсуждается информация об особенностях температурного ре- жима различных планет, эволюции звезд и других элементов астрономических знаний. Изучается и связь с температурой давления газа. В частности, доказыва- ется следующее утверждение: давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа, при условии, что масса газа и объём не изменяются. Изучение физики в 8-ом классе [3, с. 3] начинается с крупного раздела «Тепловые явления», в котором понятие «температура» является одним из ос- новных. По мере продвижения в освоении материала вводится термин «темпе- ратура», показывается связь с тепловым движением и средней кинетической
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=