Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
533 В. А. Шеков Факультет математики, физики и информатики, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Л. Плешакова МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ТЕМПЕРАТУРА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ Современная система школьного образования в России включает в себя существенный объем естественнонаучных знаний, строящихся на понятиях, ус- воение которых обеспечивает формирование у учащихся естественнонаучной картины мира, что соответствует требованиям к предметным результатам дис- циплины «Физика», прописанным в федеральном государственном образова- тельном стандарте общего образования (ФГОС). При этом изучение понятия не должно ограничиваться способностью ученика формулировать его определе- ние. Ученик должен проявлять понимание содержания понятия, непосредст- венно оперируя им в какой-либо деятельности. Одним из базовых естественно- научных понятий является «температура». В этой статье мы рассмотрим содержательный аспект методики формирования этого понятия на протяжении школьного обучения физике (естествознанию), а также элементы технологиче- ского аспекта обучения. При этом будем учитывать, что методологической ос- новой ФГОС является системно-деятельностный подход. Элементы естественнонаучного знания вводятся уже с первого класса в курсе дисциплины «Окружающий мир». Обратимся к серии соответствующих учебников А. А. Плешакова [5, с. 40]. В них понятие «температура» впервые встречается в учебнике второго класса в разделе «Давайте научимся: как изме- рить температуру». Учащемуся задаются вопросы: «Знакомы ли тебе слова температура, термометр? Как ты их объяснишь?» Постановку таких вопросов можно рассматривать как элемент проблемного обучения, т. к. учащимся пред- лагается сформулировать понятия, с которыми они уже ознакомлены в быту, но не имеют готовой ёмкой формулировки, отражающей суть понятий. Следую- щим абзацем научно, грамотно дано определение термометру как прибору для измерения температуры. А вот понятие «температура» формулируется с учётом готовности учеников к восприятию научной информации в неявном виде: «ко- гда мы говорим «тепло», «холодно», мы имеем в виду температуру». В учебни- ке представлена фотография различных термометров в качестве наглядного средства обучения. Кроме того, представлена практическая работа, в процессе которой учащиеся изучают строение термометра, проводят опыты по опуска- нию термометра в стаканы с горячей и холодной водой, объясняют результаты измерения и записывают их при помощи знаков «+», «-», измеряют собствен- ную температуру тела и получают представление о нормальной температуре человеческого тела. Данная работа носит исследовательский характер, учащие- ся добывают знания в процессе постановки опыта и анализе его результатов, а не получают их в готовом виде. Такая работа обеспечивает глубину закрепле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=