Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

528 Ю. В. Шапочкина Факультет искусств социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Торина РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Одной из основных задач образования является формирование интеллек- туальных способностей учащихся. Важной частью интеллектуального развития человека является его алгоритмическая компетентность. Наибольшими воз- можностями для алгоритмических способностей обладает информатика [1]. Алгоритмические способности способствует развитию алгоритмической компетентности учащихся. Ей отводится особая роль – она представлена в со- ставе всех выделенных групп компетентностей, в частности в виде алгоритми- ческих умений и является необходимой частью научного взгляда на мир. Фор- мирование алгоритмической компетентности предусматривает не только изучение различных алгоритмов, но и анализ их свойств и приемов их конст- руирования. Алгоритмическая компетентность является частью алгоритмического под- хода при обучении информатики в средней школе. Алгоритмический подход заключается в решении задач в «общем виде», т.е. относящихся к массовым проблемам. Массовая проблема задается серией отдельных, «единичных» про- блем и состоит в требовании найти общий метод (т.е. алгоритм) их решения. Обучение учащихся алгоритмам решения определенных задач осуществляется через управляемое и контролируемое выполнение учебных заданий. Это одна из важных проблем алгоритмического подхода [2]. Алгоритмическая компетентность является следствием расширения алгорит- мической культуры. Под алгоритмической культурой принято понимать совокуп- ность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его записи. Алгоритмическая компетентность отличается от алгоритмической культуры тем, что она является более широким понятием, характеризующимся практической направленностью, умением приме- нять знания на практике, при решении задач на составление алгоритма. «Под алгоритмической компетентностью понимают системное и динами- ческое образование, характеризующееся определенным уровнем развития алго- ритмического мышления, осознанием общих компонентов алгоритмизации проявляющееся в разнообразных формах алгоритмической деятельности, по- буждаемой потребностно-мотивационной сферой» [3]. Алгоритмическая компетентность важна не только при обучении алго- ритмике или программированию, она является одним из главных в обучении информатике в общем. «Именно алгоритмическая компетентность, форми- рующаяся и развивающаяся при изучении содержательной линии Алгоритмы и исполнители, является необходимой базой для усвоения учениками в буду-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=