Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
486 ответить ему взаимностью, он так и подводит итог своих страданий: «Я ей не он ». Безответная любовь показана и в стихотворении 1819 года – «Лиле». Ли- рический герой говорит возлюбленной о своих чувствах, но она в ответ смеется над ним. Красота Лилы характеризуется в стихотворении ярким эпитетом «бес- чувственная» (холодная, эгоистичная), а любовь представлена как мучение: «я страдаю Безотрадною тоской, Я томлюсь, я умираю, Гасну пламенной душой». В стихотворении «Признание» любовный мотив репрезентируют следую- щие варианты: «труд», «стыд напрасный», «глупость несчастная», «болезнь», «умопомрачение» («Я вдруг теряю весь свой ум»), «отрада», «тоска», «муче- ние», «награда», «несчастье», «печаль», «желаемый обман» («Я сам обманы- ваться рад»). Их можно сгруппировать в два мотивных ряда: «негативный» и «позитив- ный». «Негативный» ряд более длинный и насыщенный: «труд», «стыд», «глу- пость», «болезнь», «умопомрачение», «тоска», «мучение», «несчастье», «пе- чаль». Его сопровождает описание состояния лирического героя («бешусь», «мне скучно», «мне грустно», «мочи нет»), самокритика («Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней»; «Быть может, за грехи мои, Мой ан- гел, я любви не стою»). «Позитивный» ряд совсем короткий: «отрада», «награ- да». Он тоже включает описание состояния лирического героя («Я в умиленьи, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя»). Слова, репрезентирующие мотив в мотивных рядах, можно дополнить ря- дами синонимов, которые раскрывают инвариант еще более полно: люблю – страдать, сходить с ума, души не чаять; бешусь – сердиться, раздражаться, гне- ваться; скучно – уныло, тоскливо, нерадостно, горько; грустно – мрачно, ме- ланхолично; мочи нет – нет сил, тяжело; теряю весь свой ум – помешаться, тронуться умом; отрада – радость, утешение, удовольствие, улыбка; тоска – грусть, печаль, тревога, унылость; день мучения – терзание, беспокойство, пыт- ка (истязание), терзание, каторга; награда – поощрение; в умиленьи, молча, нежно – покорно, без слов; как дитя – восторженно, восхищаться, засмотреться, заглядываться, не сводить глаз; мое несчастье – испытание, неудача, трагедия, печаль; ревнивая печаль – злость, боль; не смею требовать любви – претендо- вать, заявлять свои права на что-то; любви не стою – недостоин, убог, несовер- шенен; обманываться рад – заблуждаться, тешить себя иллюзиями. Описанные нами мотивные ряды переплетаются в стихотворении и словно соперничают друг с другом, в результате чего «побеждает» более короткий «позитивный» ряд. Лирический герой принимает охватившую его любовь и добровольно сдается ей в плен: «Я сам обманываться рад». Важную роль в раскрытии мотива любви в стихотворении играет образ ге- роини. В нем тоже можно условно выделить «позитивные» и «негативные» черты. «Позитив»: она «невинная», «девственная», два раз по отношению к ней звучит обращение «мой ангел» и только один раз лирический герой называет ее по имени («Алина! Сжальтесь надо мною» – будто крик отчаянья, попытка дос- тучаться до нее хоть в последний раз). Условно «негативные» черты – это скрытность героини («И ваши слезы в одиночку»), предпочтение ею другого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=