Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

485 С. В. Ткачук Факультет русской филологии и документоведения, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. И. Абрамова МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. С. ПУШКИНА «ПРИЗНАНИЕ» В литературоведении нет однозначного определения термина «мотив». Общепризнанным является свойство мотива повторяться в многообразии ва- риаций. Повторение может происходить в рамках одного произведения, цикла, всего творчества отдельного автора, а также в контексте «целых жанров, на- правлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой» [3, с. 302]. В литературоведении разделяют повествовательный и лирический мотив. Каждый из них имеет свои специфические черты. В лирическом произведении под мотивом чаще всего понимают «повторяющийся комплекс чувств и идей» поэта [4, с. 207]. О. В. Васильева выделяет такой признак мотива, как «изоморфизм, иначе, способность мотива семантически «развиваться» <…>, распадаться на более мелкие или образовывать «клубки» мотивов, выступая минимальной структур- но-семантической единицей художественного текста» [1, с. 6]. Е. В. Волкова предлагает термин «мотивный ряд», определяя его как «синтагматическую цепь», которая демонстрирует путь смыслового развития мотива [2, с. 86]. Согласно дихотомической теории мотива, в мотиве выделяются инвариант и варианты (конкретные воплощения инварианта в конкретных контекстах). Рассмотрим развитие любовного мотива в стихотворении А. С. Пушкина «Признание» (1826). Это произведение было посвящено девятнадцатилетней Александре Осиповой, с которой поэт познакомился в 1824 году во время своей ссылки в Михайловское. Александра являлась падчерицей соседки Пушкина по Михайловскому, помещицы из Тригорского Прасковьи Осиповой. Поэт влю- бился в юную девушку, но у него был счастливый соперник – Алексей Вульф, сводный брат Александры. Этим объясняются упомянутая в стихотворении «ревнивая печаль» и весь негативный семантический набор, репрезентирующий любовный мотив. В стихотворениях А. С. Пушкина, написанных до 1826 года, любовь пред- ставлена как нечто неожиданное и случайное, тронувшее душу поэта. Любов- ный мотив присутствует в стихотворении «К Наталье» (1813), в котором лири- ческий герой иронизирует по поводу своего чувства, говоря, что он «попался». Можно провести параллели с «Признанием». Лирический герой последнего то- же склонен к самоиронии: «Я вдруг теряю весь свой ум». Только в стихотворе- нии «К Наталье» описана первая юношеская любовь, а в «Признании» – чувст- во зрелого человека. Мотив несчастной любви можно найти и в стихотворении Пушкина «Она» (1817). Здесь лирический герой грустит о том, что его возлюбленная не может

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=