Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
478 В. Д. Таюрский Факультет иностранных языков, магистрант II курса (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. С. Храмченко ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРСУАЗИВНОЙ РИТОРИКИ АМЕРИКАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА Политическая деятельность занимает важное место в жизни людей. От оп- ределённой политической ситуации или позиции зависит положение страны на международной арене, а также взаимоотношения с другими государствами. В процессе выступления политики не только информируют аудиторию о каком- либо аспекте жизни общества, но и стремятся заполучить расположение ауди- тории, убеждая их принять ту или иную сторону, другими словами нацелены на получение поддержки со стороны граждан. Актуальность данной темы обусловлена тем, что исследование современ- ного политического дискурса помогает разобраться в быстро появляющемся потоке новостей и выступлений политических деятелей, которые всеми силами пытаются воздействовать на слушателя. Политический дискурс представляет несомненный интерес для изучения ввиду своей изменчивости, обусловленной соответствующими переменами в жизни общества, сменой политических лиде- ров, партий и т.п., на которые он моментально реагирует. Изучение лингвоп- рагматических особенностей персуазивных языковых средств политических лидеров, например, США, остается актуальным, поскольку эта страна оказыва- ла, оказывает и, несомненно, будет оказывать все большее влияние на населе- ние не только своей страны, но и на жителей других государств. Целью работы было поставлено рассмотрение наиболее характерные лин- гвопрагматические черты реализации риторики в американском политическом дискурсе. Во время предвыборных гонок политики стремятся сделать свою речь как можно более красноречивой, добиваясь при этом нужного прагматического эф- фекта. Такой эффект достигается при помощи самых разных приёмов, однако не всегда используют их корректно или же пытаются таким образом уязвить своих оппонентов. Весь арсенал таких средств подчинен главной задаче – ока- зать персуазивное воздействие на граждан и завоевать их симпатию любым пу- тем, в то время как понятие морали на политической арене является настолько же абстрактным, как и понятие чести. По мнению известного лингвиста Т. Ван Дейка, положительная и негатив- ная репрезентации оппонентов реализуются в процессе ангажирования факто- ров и перемещении вины на оппонента или других лиц. Такая стратегия может быть применена на разных уровнях дискурса с помощью риторических средств: эвфемизмов и гипербол в целях передачи отрицательных или положительных значений, метонимий и метафор для обозначения положительных или негатив- ных действий оппонентов и т. д. Кроме того, исследователь считает, что осо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=