Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

475 А. В. Сычева Факультет математики, физики и информатики, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО «И воспитание, и образование не разделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» Л. Н. Толстой В современном мире огромную роль играет образование человека. Фило- софия как наука изучает самую сложную и изменчивую область человеческого бытия – мировоззрение. Философия образования – это размышления о путях формирования мировоззрения человека в будущем, приспособлении к новей- шим условиям существования бытия. Поэтому сейчас требуется постоянное усовершенствование процессов обучения, из которых складывается образова- тельная программа, и воспитания подрастающего поколения. Современным пе- дагогам приходится изобретать и применять все новые и новые инновационные и продуктивные методы, способы и формы обучения детей, которые будут раз- вивать у них мотивацию учиться и получать новые знания. С точки зрения классической философии (Гегель): образование духа со- стоит в его подъеме к себе самому как к самой себя знающей истине – в движе- нии духа по ступеням своего формирования, крайними пунктами которого вы- ступают в-себе-бытие, возможность духа и полная действительность его понятия, его для-себя-бытие. Великий русский писатель, мыслитель и педагог Л. Н. Толстой тоже рас- суждал над проблемой образования с философской точки зрения. Образование, по мнению Л. Н. Толстого, – «свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого – сообщать уже приобретенное им» [3]. Воспитание, напротив, «есть принудительное, на- сильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого че- ловека, который нам кажется хорошим» [3]. Л. Н. Толстой ставит в центр своей философии образования понятия "я", "люди", "мир", "Бог" и рассматривает их в плоскости морали и нравственного самосовершенствования, то есть « образование есть сознание неизменного ду- ховного начала, проявляющегося в пределах, отграничивающих это начало от всего остального» [2] . Он считает, что человек сильнее всего нуждается в мета- физическом объяснении жизни, т. е. ему необходимо "объяснение пределов жизни во времени и пространстве" [2]. В своем произведении «В чем главная задача учителя» Л. Н. Толстой опи- сал в четырех заповедях то, чему он учил своих учеников. «Для того, чтобы научиться исполнять эти заповеди, надо, говорю, помнить четыре вещи:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=