Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

457 Основные механизмы воспитания в семье – это деятельность и общение. Время, которое ребенок проводит дома, заполняется игрой, трудом, отдыхом, учебой, которые должно быть правильно распределены во времени и чередо- ваться. Эти виды деятельности могут иметь воспитательный эффект, если роди- тели заложат нравственный и познавательный смысл. Родителям надо уметь направлять энергию и интерес ребенка к такой деятельности, которая выявляет его задатки, способности и интересы, формируя новые умения. Общение – это основной механизм для воспитания детей. Через него передается опыт и знания необходимые для формирования личности, в процессе взаимного обмена ин- формацией о мотивах, потребностях и интересах. Воспитание в семье – это взаимодействие между родителями и детьми, посредством обмена мнениями. В процессе общения в семье используются разные способы: экспрессивно- мимический, предметно-эффективный, речевой (вербальный) [3]. Овладение ими имеет большое значение для полного изучения детей, их интересов, чувств и потребностей, и выбора адекватных средств эффективного воспитания. Семейная сфера, семейные взаимоотношения, культура и быт тоже имеют значение для воспитания. Условия и организация жизни (деятельность, обще- ние, отдых) в большей степени определяют нормальное физическое и духовное оформление личности детей. Гармония семейных отношений гарантирует спо- койствие, безопасность, уверенность. Семейные праздники и ритуалы со своей страны формируют привязанность и ответственность к роду, чувства достоин- ства, любовь и честь. Личный пример родителей оказывает очень сильное вос- питательное воздействие на детей. Родительский авторитет состоится в единст- ве между словами и делами, во внимательной оценке собственных поступков и действий . Неправильно считать, что воспитание детей состоит только в том, чтобы говорить, давать наставления или оценивать поведение и способности. Воспитание непрерывный процесс, он сопутствует каждому мигу жизни детей, включая то время, когда они находятся не вместе с родителями. Собст- венное поведение, отношение к окружающим, счастливые они или расстроен- ные, отношение к друзьям и оппонентам, способность шутить или комментиро- вать события ежедневной жизни, все без исключения оказывает огромное влияние на формирование характера детей. Много из этих формул поведения дети воспринимают и используют ежедневно. Настоящий родительский авто- ритет строится на взаимном уважении и доверии к личности, на основе умерен- ной строгости, разумной любви и требовательности. Стиль воспитания должен помочь ребенку и юноше адаптироваться к разным ситуациям и давать адек- ватную самооценку. Из научной литературы известно, что воспитание в семье можно осущест- виться, при помощи следующих основных групп методов [3]: – методы воздействия на сознание, чувства и волю личности (рассказ, объ- яснение, указание, убеждение, внушение, пример, диалог, обсуждение, беседа); – методы организации деятельности и формирование опыта поведения (требования, инструкция, принуждение, поручение, упражнение, имитация, иг- ра, учебные ситуации, обучение социально приемлемым моделям поведения);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=