Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

456 возможности и способности ребенка, создавать необходимые условия, и при- менять адекватные методы воспитания. Например, во время младенческого возраста, когда основной момент – это развитие доверия, а воспитательное воз- действие – это разрешение и запрет, выделяется основная ведущая роль матери. Семейное воспитание вместе с общими особенностями имеет и свою спе- цифику и характеризируется с следующими особенностями [по 3]: – сложность – происходит от того, что у родителей нет необходимой тео- ретической и методической подготовки; в семье переплетаются много других влияний – школы, социального окружения, средств массовой коммуникации и др.; в семейной среде все выражаются открыто; воспитательный идеал родите- лей часто строится на их амбиции и неосуществленной мечте, а не на способно- стях, возможностях и желании ребенка; – продолжительность – воспитательный процесс в семье начинается с рож- дения ребенка и продолжает до конца жизни; – противоречивость – воспитание в семье протекает в ряде противоречий, обострение которых создает конфликты между родителями и ребенком; – индивидуальность – влияние индивидуальных характеристик ребенка и родителей; – наследственный характер; – уникальность; – эмоциональность. Принципы воспитания в семье определяют характер и содержание воспи- тательного процесса, его направление развития, которое обеспечивает целена- правленность и последовательность в способах родительской воспитательной деятельности и взаимодействии. На основе теории о структурах воспитательно- го процесса, связанной с рациональной, эмоциональной и волевой сферой лич- ности, условно выделяются три этапа прохождения этого процесса в семье [4]: – информационный этап – приобретаются знания, формируются представ- ления, понятия, взгляды и понимание о природе, обществе и человеке; – эмоционально-оценочный этап – формируются чувства, отношения, лич- ные позиции и ценности; – активно-практический этап – формируются умения и компетентности для социально-приемлемого поведения. Одна из самых важных забот семьи – это психическое, физическое и соци- альное здоровье ребенка, которое достигается физическим укреплением и дви- гательной активностью; рациональным питанием и правильным режимом уче- ния, труда и отдыха. Эмоционально-социальное развитие ребенка основное направление в воспитательном процессе семьи. Родители должны быть объек- тивными и справедливыми в требованиях, оценках, похвалах и наказаниях, принимать и любить ребенка абсолютно, поощрять его, помогать преодолевать опасности, обеспечивать защиту и поддержку. Должны быть сопричастны к его заботам и проблемам. Важная задача семьи – это помочь ребенку формировать чувство гордости и собственного достоинства, построить «Я-образ» и развивать концепцию своей собственной личности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=