Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

433 ветствовать ведущему виду деятельности дошкольников, что обеспечивает пе- дагогически целесообразное практическое взаимодействие ребенка с миром окружающих его предметов, ориентирует его на познание и эмоционально- чувственное восприятие, стимулирует отражение впечатлений об окружаю- щем мире. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были опре- делены такие критерии уровня сформированности у дошкольников представле- ний о форме предметов, как полнота, оперативность, осознанность; подобран соответствующий диагностический инструментарий для его определения. В его основе лежали модифицированные методики М. А. Габовой [3]. Опытно-экспериментальные этапы работы проводились на базе МБОУ ЦО № 58 «Поколение будущего» г. Тулы, в группе детей 4–5 летнего возраста. В результате проведения констатирующего этапа экспериментальной ра- боты нами было выявлено, что условно высокий уровень сформированности представлений о форме предметов наблюдается у 8 % детей, средний – у 54 %, низкий – у 38 %. Было установлено, что все дошкольники данной группы не от- личали понятия «форма предмета» и «контур (границы) фигуры». Некоторые дети затруднялись выделять характерные свойства форм предметов и устанав- ливать признаки сходства и отличия между ними. Большинство детей непра- вильно называли геометрические фигуры. Далее нами был подобран теоретически обоснованный комплекс заданий, направленных на формирование у детей 4–5 лет представлений о форме пред- метов. Данные задания включались не только в игры, проводимые во время не- посредственной образовательной деятельности, но и в свободную игровую дея- тельность. Цель первой группы заданий заключалась в выделении в окружающих предметах знакомой формы предметов. Например, детям предлагалось на ощупь достать из коробки любую модель геометрической фигуры, внимательно ее рассмотреть и найти похожую форму в окружающих предметах. Задания та- кого типа реализуются в дидактических играх или в свободной игровой дея- тельности. Целью второй группы заданий являлось сравнение предмета с фигурой. Приведем пример такого задания. Перед каждым ребенком выкладывалось по 4 модели фигуры одного цвета и по 4 предмета разной формы. Детям нужно было выбрать одинаковые по форме предметы и фигуры, разложить их парами и рассказать, что в них общего. Эти задания и подобные им реализуются в ди- дактических играх. Цель третьей группы заданий заключалась в формировании умения пра- вильно называть различные формы предметов. Например, ребенку предостав- лялась коробка с моделями геометрических фигур, разных по форме. Его зада- чей было достать поочередно все фигурки и назвать их форму, или, наоборот, на ощупь найти модель геометрической фигуры по ее названию. Задания этой группы также реализуются в дидактических играх.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=