Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
432 Е. П. Свиридова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. Л. Рощеня ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ Формирование и развитие у дошкольников представлений о форме пред- метов является одной из содержательных линий предматематической подготов- ки дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО). Вопросами формирования и развития у детей представлений о форме пред- метов занимались многие исследователи, в частности, Л. Б. Баряева, А. В. Бело- шистая, А. М. Леушина, А. И. Сорокина, Л. И. Сысуева и другие. Существен- ный вклад в разработку теории дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики, в том числе игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о форме предметов, внесли Т. В. Васильева, С. Н. Гамова, В. В. Данилова, Т. А. Мусейибова, В. Д. Смирнова, Е. И. Удальцова и другие. А. М. Леушина указывала на то, что восприятие формы предметов детьми дошкольного возраста является прежде всего сенсорной проблемой [1]. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников пред- ставлений о форме предметов обусловлены особенностями сенсорного разви- тия в этом возрасте, в частности, слабой дифференциацией восприятия формы в пространстве и отличения ее от формы плоских фигур: конус-треугольник, куб-квадрат и пр. [2]. Механизм формирования у дошкольников представлений о форме предме- тов должен проходить при одновременном обследовании предметов рукой и глазом – зрительным и осязательным способами, так как эти способы нераз- рывно связаны и дополняют друг друга. Их сочетание необходимо для целост- ного представления о предмете, без которого детям трудно различать предметы по форме. Существенными этапами формирования и развития у них представ- лений о форме является выделение формы в окружающих предметах, сравнение предметов с моделью геометрических фигур, правильное называние формы. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было вы- явлено, что в результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую форму, правильно назы- вать саму фигуру, сравнивать реальный предмет с фигурой («стаканчик как ци- линдр», «крыша как пирамида»), в их речи появляются слова «квадрат», «круг», «квадратный», «круглый» и т. п. Игровые технологии являются базой для всех других видов педагогиче- ских технологий, реализуемых в ДОО. Нами был сделан вывод о том, что формирование и развитие у дошкольников представлений о форме в ДОО мо- жет быть построено на подборе соответствующих заданий к различным видам игр согласно описанному выше психолого-педагогическому механизму, соот-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=