Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
429 К. С. Санина, М. И. Шапран Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пронина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ Одним из важнейших аспектов учебного процесса в студенческом возрасте является экзаменационная сессия. Она сопровождается обилием разнообразных эмоций, оказывающих неуклонное воздействие на успешность сдачи экзаменов. Большинство учащихся во время сдачи сессии находятся в состоянии беспокой- ства, тревоги, страха, и, по этой причине, не реализуют в полной мере свои зна- ния и способности. Из этого следует актуальность данной темы, а именно: про- блема психологических особенностей проявления тревожности студентов во время экзаменационной сессии имеет существенное значение. Регулирование студентами своего психологического состояния и способность контролировать его позволяет избежать состояния напряжения и тревоги, а также уменьшить риск наличия стрессогенных факторов во время сдачи экзаменов. Понятие тревожности было введено в психологию многими учеными: Г. Селье, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм, З. Фрейд, А. М. Прихожан, А. В. Пет- ровский и другие. Каждый из них рассматривал данное явление со своей точки зрения. Мы придерживаемся определения А. М. Прихожан: «Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагопо- лучия, с предчувствием грозящей опасности» [1]. Тревожность является инди- видуальной психологической особенностью, выражающейся в переживании индивидом сильной тревоги в конкретные моменты. Связывая данные понятия с нашей темой, мы приходим к результату, что ощущение чувства беспокойства и тревоги накладывает негативный отпечаток на психологическом состоянии студентов в период сессии, и несет за собой час- то неудовлетворительные результаты. Психологическое напряжение студентов выражаются в виде разнообразных форм психической динамичности: как явственного выражения страха перед преподавателем или малоудовлетворительной оценкой знаний, так и в форме необоснованной тревожности за исход экзамена. Мы предлагаем выделить основные типы тревожности учащихся. К первой относится открытая тревожность, которая выражается в проявлении сознатель- ного переживания в виде состояния беспокойства. Ко второй относится скрытая тревожность, которая демонстрирует степень неосознанности и отрицании на- личия тревоги, а также, наличие крайнего спокойствия. Открытая тревога классифицируется тремя видами: 1) острая, нерегулируемая или слабо регулируемая – осознанное и не- управляемое выражение симптомов тревоги, которым студент самопроизвольно не может противостоять;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=