Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
423 страданий жертве. Когда агрессор нападает на других людей, преследуя цели, которые не связанны с причинением вреда другим – инструментальная. М. Зильман заменяет понятия “враждебная” и “инструментальная” на агрессию “обусловленную раздражителем” и “обусловленную побуждением”. Н. Д. Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяет «общественно и этически оправданные поступ- ки» и «недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда с не- одушевленным предметом». Проблема исследования агрессии у студентов является важной, но недоста- точно изученной в современных условиях. Цель исследования: изучить особенно- сти проявления агрессии у студентов. В исследовании принимали участие студенты 1 курса факультета технологий и бизнеса ТГПУ им. Л. Н. Толстого педагогическое направления подготовки в количестве 18 человек (4 юноши и 14 девушек). По результатам исследования (опросник Басса-Дарки) у большинства сту- дентов (72 %) можно констатировать проявление индекса общей агрессивности в пределах нормы. Число мало агрессивных студентов составляет 22 % и только 6 % исследуемых респондентов являются условно агрессивными. Уровень физической агрессии высокий примерно у 39 % студентов, соот- ветственно, поведение относительно небольшого числа студентов носит агрес- сивный характер. Число мало агрессивных студентов составляет 11 %. Они не склонны к физической агрессии, а 50 % исследуемых респондентов не являются инициаторами агрессии, но могут по необходимости применить силу. Большинство студентов (55 %) способны применять косвенную агрессию в за- висимости от ситуации. Примерно 28 % исследуемых способны направлять свою агрессию на других окольным путем: шутить, насмехаться, распускать сплетни. Число студентов, имеющих низкий уровень косвенной агрессии, лишь 17 %. Раздражимость большинства студентов (55 %) в пределах нормы и для 6 % студентов характерно нормативное поведение, у них преобладает настрой на взаимодействие. Однако, 39 % исследуемых респондентов склонны к раздраже- нию, при малейшем возбуждении готовы демонстрировать резкость, грубость. По результатам исследования лишь 22 % студентов соблюдают требова- ния дисциплины и практически не проявляют негативизм. Для 39 % исследуе- мых свойственно неподчинение преподавателю, демонстрационное поведение, нарушение дисциплины и 39 % – негативизм в незначительной степени соот- ветственно ситуации. Половина исследуемых студентов (50 %) регулярно огорчаются и чувст- вуют обиду, а вторая половина (50 %) способна обижаться в зависимости от понимания той ситуации, в которой они оказались. Здраво оценивают ситуации, в которые попадают 67 % студентов и лишь 11 % обладают повышенной доверчивостью, что делает их уязвимыми. Число студентов, которые в большинстве ситуаций проявляют осторожность и подоз- рительность составляет 22 %. Уровень вербальной агрессии в норме у 67 % респондентов, а 22 % студентов активно выражают негативные чувства в повседневном общении. Только 11% ис- следуемых не способны выражать негативные чувства в словесных ответах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=