Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

422 Э. Самора Данилина Факультет технологий и бизнеса, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Хвалина ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ В настоящее время проблема агрессивного поведения молодежи приобре- тает все более острую социальную направленность. Во времена быстрых изме- нений социально-экономических условий и политической напряженности часто происходит усиление агрессии в подростковой среде. Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональ- ную сферу личности, они способствуют формированию стрессового и депрес- сивного состояний подростков. Высокий уровень агрессии оказывает негатив- ное влияние не только на продуктивность учебной деятельности, взаимоотношения с родителями и сверстниками, психическое развитие, но и на успешность будущей личностной и профессиональной деятельности. Проблемой исследования агрессии занимались: П. А. Ковалев, Н. Д. Леви- тов, Т. Г. Румянцева, А. Басс, В. В. Бойко, Р. Бэрону, Д. Зильманн, А. А. Реан, Д. Ричардсон и др. Однако, до настоящего времени, несмотря на важность проблемы исследо- вания, не существует единой теории агрессии, ее видов. А. Басс считает, что агрессия – это поведение, содержащее угрозу или на- носящее ущерб другим. Д. Зильманн определяет агрессию, как поведение нано- сящее другим телесные повреждения. По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия – любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Т. Г. Румянцева и В. В. Бойко подчерки- вают, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Агрессия многообразна в своих проявлениях. А. Басс выделяет три основ- ных параметра, по которым можно охарактеризовать формы агрессивного по- ведения: физическая-вербальная агрессия; активная-пассивная агрессия; пря- мая-косвенная агрессия. На основе этого он выделяет 8 видов агрессивного поведения: 1) прямая – нанесение телесных повреждений (активная, физиче- ская); 2) косвенная – нанесение телесных повреждений заместителю жертвы (активная, физическая); 3) прямая – нанесение оскорблений (активная, вербаль- ная); 4) косвенная – злословие (активная, вербальная); 5) прямая – противодей- ствие (пассивная, физическая); 6) косвенная – негативизм (пассивная, физиче- ская); 7) прямая – отказ говорить (пассивная, вербальная); 8) косвенная – несоглашательство (пассивная, вербальная). Х. Хекхаузен выделяет враждебную и инструментальную агрессию. Агрес- сия считается враждебной, когда главной целью агрессора является причинение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=