Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

407 В. Е. Рыбина Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Изучение головного мозга человека имеет большое значение для многих научных дисциплин и самой жизнедеятельности человека. Еще Гиппократ, Аристотель и Декарт пытались понять, как функционирует мозг человека [2]. Очевидна связь изучения головного мозга человека с медициной и биологией, так как мозг является одним из ключевых органов человека, обеспечивает функционирование человеческого разума и работу других органов человека. Однако, по мере накопления знаний о мозге и развития научного прогресса в данной области приобретают потенциальное значение и для других сфер жиз- недеятельности. Значительный прогресс в изучении человеческого сознания может быть полезен для будущего урегулирования деятельности, связанной с искусственным интеллектом, а также для лингвистики (например, изучение работы мозга в отношении грамматики языка). В настоящее время работа и строение головного мозга человека, включая работу отдельных клеток, в значительной степени изучена. Однако, у ученых еще есть поле работы в частности, изучение работы группы («ансамбля») кле- ток [2]. На конференции, которая прошла в 2010 г. в Политехническом музее Москвы, немецкий ученый Вольф Зингер (нейрофизиолог, директор Института исследования мозга им. Макса Планка) утверждал, что последние исследования головного мозга человека опровергают то, что этот орган функционирует как единая центральная инстанция. Наоборот, работа мозга – это сложная система, в которой одновременно проходят чувствительные и двигательные процессы. Каким образом осуществляется их организация – еще предстоит выяснить. На этой же конференции российский ученый Александр Каплан (руководитель группы изучения человеческого мозга биологического факультета МГУ) расска- зал о том, что мозг способен создавать ментальную реальность, а также о том, что в настоящее время ведутся разработки управления вещами без физической силы мышц, только силой мысли (ментальными процессами мозга). Таким обра- зом, несмотря на огромный прогресс в изучении головного мозга человека (от первых работ И. М. Сеченова до новейших исследований), у исследователей ос- тается поле для дальнейшего изучения данного человеческого органа, что имеет большое значение для целого ряда наук и повседневной жизни человека. Следо- вательно, необходимо учесть особенности познания головного мозга человека. Несмотря на то, что сегодня существуют технологические методы иссле- дования головного мозга человека (применяемые как в медицине, так и в нау- ке): эхоэнцефалография, ультразвуковая допплерография, реоэнцефалография, краниография, нейросонография, позитронно-эмиссионная томография и дру-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=