Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

405 представил разносторонний эмпирический материал, позволивший ему сделать ценные педагогические выводы об организации и направлениях работы школы. Весьма актуальны идеи Сухомлинского о создании развивающей дошколь- ной среды в виде «Школы радости» для детей шести лет, не посещающих дет- ский сад, которая призвана была подготовить ребенка к школе, развить в нем «радостное мировосприятие, любовь к жизни, природе, матери». Современники отмечали, что в Павлышской школе существует три культа: науки, труда и мате- ри. В Школе Радости царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты [1]. Основной акцент в обосновании миссии школы, как школы, имеющей комфортную для ребенка среду, Сухомлинский делал на создание атмосферы духовности, «духовного общения учителя и ребенка». В связи с этим он отме- чал: задача школы «не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни» [3]. Важным направлением деятельности школы в достижении ею своих целей в воспитании личности ребенка Сухомлинский считал работу с родителями. Им был организован родительский университет, школа молодых родителей. Слу- шатели были разделены на несколько групп соответственно возрасту детей. Главное внимание обращалось на то, чтобы «научить родителей понимать ре- бенка с первых же шагов его жизни», «не допускать ошибок в воспитании, ибо легче их не допускать, чем потом исправлять» [3]. В. А. Сухомлинский был убежден, что все, что «ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей», в конечном счете, «ослабляет и шко- лу». Продолжая развивать идеи, высказанные еще К. Д. Ушинским о пользе пе- дагогической литературы, он подчеркивал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Им было инициировано создание «родительской школы», в которой доступно излагались знания по психологии и педагогике, разнообразным проблемам воспитания. Родители записывались сюда за два года до поступления их ребенка в школу, посещая затем занятия до окончания им средней школы. В. А. Сухомлинский отмечал, что «без родитель- ской школы мы не представляем полноценного семейно-школьного воспита- ния» [4]. Личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием в школе было наполнено и трудовое воспитание: детей учили работать, объяс- няли смысл труда, стимулировали интерес к трудовым поручениям. В. А. Сухомлинский, как и многие его предшественники, утверждал, что тру- довое воспитание – «весь смысл, вся устремленность жизни школы и семьи» [2]. Подчеркивая приоритет воспитательной функции школы, Сухомлинский не умалял основного назначения школы – учить. Учение является для школь- ника ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение; связанные с ним успехи и неудачи приобретают социальную функцию и влия- ют на всю дальнейшую жизнь человека. Сухомлинский писал: «В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=