Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

404 А. В. Ручкина Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О МИССИИ ШКОЛЫ На рубеже XX и XXI столетий деятельность школы стала важнейшим на- правлением модернизационных процессов в образовании и проблемным полем для проведения педагогических дискуссий, научных исследований. Их содер- жательные аспекты обусловлены необходимостью совершенствования образо- вательного процесса, его развивающего потенциала в соответствии с интереса- ми личности учащихся, их индивидуальными особенностями, обеспечения условий для проявления ими активности, готовности наиболее полно реализо- вать себя в социуме. В контексте гуманистической парадигмы, в которой всё большее значение приобретают ценности личности, становится значимым обращение к историко- педагогическому наследию, аккумулирующем в себе ценностный потенциал педагогических идей, находок по реализации инновационных подходов к дея- тельности школы, проверенных практикой и получивших признание. Так, например, в середине 19 века известность получила школа-лаборатория, соз- данная в Ясной Поляне Л. Н. Толстым; образ «идеальной школы» как «Дома свободного ребенка» представил К. Н. Вентцель, интересные модели школ но- вого типа создали в первые десятилетия двадцатого века С. Т. Шацкий («Пер- вая опытная станция по народному образованию»), А. С. Макаренко (школа- коммунна им. Ф. Э. Дзержинского). В 50–60-х годах сложившаяся в практике отечественного образования культурно-педагогическая традиция создания школы, ориентированной на личность учащихся, приоритет ее воспитательных функций, была продолжена В. А. Сухомлинским. Более чем двадцатилетний опыт руководства Павлышской средней школой (с 1948 по 1970 годы) позволил ему сформулировать концептуальные основы новой модели школы [3, 4]. В период господства коммунистических догматов мировоззренческие по- зиции Сухомлинского заметно отличались от общепринятых, не совпадали с официальными постулатами формирования личности человека советской эпо- хи и требованиями к школе как «школе знаний». Обращение к трудам педагога позволяет утверждать, что основная миссия школы в представлении Сухомлинского – это воспитание личности человека и будущего гражданина. Главная идея, положенная им в основу организации та- кой школы – любовь к детям, «понимание учителем той простой и мудрой ис- тины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хо- рошим» школа немыслима [2, с. 26]. Будучи не только педагогом-практиком, но и исследователем, В. А. Сухомлинский внимательно изучал, систематизировал и рефлексировал свой опыт. В своей книге «Павлышская средняя школа» он

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=