Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

386 Е. Н. Разумовская, О. И. Голованова Факультет физической культуры, магистранты II курса (заочная форма обучения) Научный руководитель – И. М. Туревский ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 14–15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ДЮСШОР НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ На сегодняшней день термин "модель" имеет различное содержание даже в пределах одной и той же науки. Все термины, встречающиеся в энциклопеди- ях и учебниках, определяющих понятие модель, происходят от латинского сло- ва «модулюс», что значит «мера» [1]. В педагогике моделирование широко используется при изучении пробле- мы подготовки кадров специалистов, что требует системного рассмотрения, с одной стороны, профессиональной деятельности, к которой готовят учащихся (модель деятельности), с другой – содержание образования и обучения (модель подготовки). В силу большого объема и многогранности того или другого объ- екта приходится представлять их в виде моделей, которые в свернутом виде от- ражают наиболее существенные черты деятельности и подготовки. При иссле- довании педагогических явлений используется, как правило, описательные и объяснительные модели. Построение моделей педагогических процессов, ос- ложнено такими обстоятельствами, как многогранность социальных явлений и процессов; наличие субъективного фактора и условий, определяющих соци- альные явления, которые труднее поддаются количественному измерению, чем в естественных процессах [2, 3]. Педагогическому моделированию посвящены исследовательские работы многих авторов, но они имеют или более широкую, обзорную направленность, или конкретную и ограниченную рамками одной науки: В. П. Зотов и А. И. Конд- ратьев рассматривали моделирование подготовки гандболистов высокой квали- фикации, С. В. Малиновский проводил анализ моделирования тактического мышления в спорте, Ю. В. Колесников, Л. А. Ненашева и другие занимались моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе с точки зрения педагогической теории, Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской уделяли внимание моделированию педагогических ситуаций. Эффективное управление тренировочным процессом связанно с использо- ванием различных моделей. Модель – это образец того или иного объекта, про- цесса или явления. Психология и педагогика дает свои установки для моделирования деятель- ности, как метода организации учебного процесса, составляя основу рациона- лизации и повышения эффективности тех методов и средств, которые необхо- димы для обучения и воспитания в спорте [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=