Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

371 в ней самой есть множественные указания. Погружение в атмосферу чудесных миров и волшебства представляется не бегством от реальности, а способом раз- вития воображения. Дети интуитивно понимают, что сказка создается с целью иносказательно и образно передать определенное послание, сообщить нормы поведения, выступая помощником в процессе социализации. Сказка может вос- питывать честность, порядочность, щедрость, верность, справедливость, трудо- любие и многие другие положительные нравственные качества. Пассивность же детей на уроках напрямую зависит от тех заданий, что им предлагает учитель. Такие задания, как, например, просьба придумать альтернативный конец сказ- ки, выступить с речью на определенную тему от лица какого-либо героя или дать характеристику кому-то из персонажей обеспечивают активное включение детей в работу. Кроме того, после прочтения ребёнок задумывается над тем, ка- кой моральный урок он получил, подвергает текст сказки анализу, тренируя свое мышление. На уроках английского языка сказка служит основой развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности: ученики могут высказывать свое мнение по поводу прочитанного как в форме монолога (устного или письменного), так и участвовать в обсуждении с учите- лем и одноклассниками, развивая диалогическую речь. Одновременно они учатся приводить аргументацию в поддержку собственной точки зрения, гра- мотно и ясно формулировать мысли на английском языке. Анализируя мотивационную сферу, хочется сослаться на высказывание А. Д. Гордеева о том, что «именно мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности» [3]. В данной ситуации на помощь учителю могут прийти инте- рактивные методы обучения, способствующие развитию воображения и твор- ческого мышления детей, ведь они будут стимулировать интерес к коммуника- ции. Одним из таких методов является работа со сказкой. Как писал в своих трудах В. Л. Ермаков, «именно этот жанр соответствует как критериям методи- ческого принципа интереса для учащихся, так и принципа познавательности» [4, с. 128]. Следует помнить, что интерес детей к чтению текстов напрямую за- висит от их тематики, о б этом писала О. В. Володина. Предпочтение учащиеся отдают в основном проблемам «любви, дружбы, гуманности, верности, патрио- тизма, милосердия, взаимоотношений между людьми» [2, с. 171], а различные сказки, как известно, затрагивают все из них. Важным представляется также то, что сюжетная линия сказок интригует и заставляет продолжать чтение, парал- лельно совершая попытки предугадать, чем же закончится повествование; так развивается способность к антиципации. Сказка обладает и эмоциональным воздействием на читателей: одни герои вызывают симпатию, сочувствие, вос- хищение, другие – отвращение, презрение, осуждение, описываемые события могут вызывать удивление, радость, страх, а ведь материалы, которые находят эмоциональный отклик всегда представляются интересными. Приняв во внимание все вышесказанное, очевидным становится то, что сказка является крайне эффективным средством обучения английскому языку. Она обладает разносторонним влиянием, развивая психические процессы мыш-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=