Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

367 тивное, незначительное негативное и минимальное негативное воздействия на окружающую среду [6];  умение выявлять основные изменения окружающей среды. Существуют обратимые и необратимые изменения состояния природных объектов. Обратимые изменения среды представляют собой изменения каких-либо ком- понентов природной среды или их совокупности, которые могут быть компенсиро- ваны в ходе восстановительных процессов [2, с. 65]. Например, изменение климата. Необратимые изменения среды – это изменения каких-либо компонентов природной среды или их совокупности, которые не могут быть компенсирова- ны в ходе природных восстановительных процессов и ведут к нарушению экологического равновесия [4, с. 191]. Такие изменения могут возникать в ре- зультате антропогенных воздействий, например, загрязнения среды, широко- масштабной вырубки лесов и т. д.;  умение оценивать и прогнозировать последствия изменений окружаю- щей среды, происходящих в результате хозяйственной деятельности человека. Младшие школьники должны уметь наблюдать за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических сис- тем, за происходящими в них процессами и явлениями, уметь оценивать изменения состояния окружающей среды, а также обоснованно предполагать, какие изменения могут произойти в результате воздействия человека на окружающую среду. 3. Эколого-просветительские умения – группа умений, связанных с пропа- гандой младшими школьниками экологической культуры среди других людей. Данная группа включает в себя следующие умения: – умение делиться информацией по охране окружающей среды со сверстника- ми, родителями и другими людьми. Делиться такой информацией с окружающими младшие школьники могут посредством изготовления плакатов, стенгазет и т. д. – умение участвовать в природоохранных мероприятиях. Природоохранные мероприятия – это мероприятия, реализация которых связана с улучшением состояния окружающей среды и предупреждением отри- цательных последствий изменения состояния окружающей среды; это любые действия, сохраняющие природные системы, природные ресурсы, их количест- во и качество [5, с. 128]. Выделим такие природоохранные мероприятия как вы- ставки творческих работ, акции, праздники и др., которые связаны с пропаган- дой младшими школьниками защиты, сохранения живой и неживой природы. Раскроем второе педагогическое условие формирования экологических умений младших школьников во внеурочной деятельности – использование различных методов формирования экологических умений. Метод представляет собой совокупность относительно однородных прие- мов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [3, с. 79]. В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что наиболее эффективными методами формирования экологических умений младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру будут являться следующие методы:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=