Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

366 Е. А. Переведенцева Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Хорун ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Соблюдение определенных педагогических условий позволяет педагогиче- ской системе успешно функционировать, развиваться и эффективно формиро- вать экологические умения у младших школьников. Под педагогическими условиями Н. М. Борытко понимает внешние обстоя- тельства, которые оказывают существенное влияние на протекание педагогиче- ского процесса, предполагающего достижение определенного результата [1, с. 38]. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить и обосновать следующие педагогические условия формирования экологических умений младших школьников во внеурочной деятельности: 1. Формирование широкого спектра умений, связанных с поведением в природе и простейшей природоохранной деятельностью (эколого-деятель- ностные, эколого-эвристические и эколого-просветительские умения). 2. Использование различных методов формирования экологических уме- ний (наглядные, практические). 3. Применение экологических умений младшими школьниками в образова- тельном процессе начальной школы. Раскроем первое педагогическое условие – рассмотрим широкий спектр экологических умений: 1. Эколого-деятельностные умения – группа умений, необходимых для го- товности, способности личности осуществлять конкретные действия по защите, уходу и улучшению природной среды. Данная группа умений включает в себя:  умение соблюдать культуру личного поведения, не допускающего урона состоянию природных объектов;  умение предотвращать поступки других людей, стремящихся навредить природе;  умение выполнять посильные трудовые операции по защите, уходу и улучшению природной среды. Среди таких трудовых операций можно выде- лить: уборку квартиры, школьного помещения; уход за животными; практиче- ские дела в естественных и искусственных сообществах (уход за ландшафтом: прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и т. д. 2. Эколого-эвристические умения – группа умений, связанных с изучением и оценкой состояния окружающей природной среды. В данной группе выделя- ются следующие умения:  умение выявлять основные категории воздействия на окружающую среду. Среди основных категорий воздействия на окружающую среду выде- ляются: объекты, оказывающие значительное негативное, умеренное нега-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=