Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

361 Воспитание трудолюбия – это составная задача общей системы воспитания гражданина. В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда – это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоцио- нальный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд... Один из тончайших секре- тов воспитания – суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало тру- да». Данная мысль получила подтверждение в современных педагогических работах в области воспитания. В своей статье Чернецов П.И. отмечает: «Граж- данская направленность трудолюбия помогает человеку осознать себя гражда- нином своей страны, осознать свои трудовые права и обязанности как человека и гражданина России, свою причастность к большой и малой Родине, её трудо- вым традициям и трудовой культуре» [4]. Рассуждая о гражданском воспитании личности, формировании качеств патриота, В. А. Сухомлинский затрагивает вопрос о способах и формах дости- жения его результатов: рассказы о подвигах народа, воспитательные беседы о проявлении духовности личности, роли труда, необходимости борьбы со злом и др. При этом он подчеркивал: «Надо помнить главное: всё, что мы делаем се- годня, в мирные дни, – это наша подготовка к тем возможным тяжелейшим, грозным испытаниям, которые в нашем современном мире являются не чем-то отвлечённым, а реальностью» [3, с. 142]. В воспитательной работе с детьми учитель может и жестко потребовать подчинения принятым нормам поведения, и вести за собой своим собственным примером, и осудить неверное поведение, поступок ученика, и похвалить перед классом. Современный педагог воздейст- вует на воспитанников, применяя различные формы деятельности, общение, беседы. Проводит классные часы, уроки мужества, конкурсы, викторины, со- вместные праздники с родителями. Организует экскурсии, встречи с ветерана- ми Великой Отечественной войны и труда, знаменитыми земляками. Все эти методы и формы гражданского воспитания дают положительные результаты. У обучающихся формируются гражданская позиция «Я – россия- нин», уважительное отношение к жизни, умение разрешать конфликты нена- сильственным путем, потребность в изучении культурно-исторических тради- ций родного края. Обращение к наследию В. А. Сухомлинского позволяет педагогу при орга- низации воспитательной работы с детьми формировать понимание ими патрио- тизма как ценности личности, убеждение в том, что «видеть современность гла- зами патриота может лишь тот, кто всеми силами своей души любит Родину» [3, с. 143]. На сегодняшний день, воспитывая из маленького ребенка настоящего че- ловека-гражданина и патриота, нужно брать во внимание опыт наших преды- дущих поколений, надо помнить, что общество движется вперед, и от того, ка- кими мы воспитаем детей сейчас, зависит будущее всего человечества. Литература 1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»: Постановление Правительства РФ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=