Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

360 тании человека-гражданина и патриота? В связи с ответами на эти вопросы целесообразно актуализировать взгляды на данную проблему В. А. Сухомлин- ского, которые нашли отражение в его работах «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека». Он отмечал, что смысл воспитания человека- гражданина – это добиваться того, чтобы жизнь ребенка «постепенно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного села», «в сознание и сердце детей как можно раньше входили интересы общества, Родины, всего человече- ства», «на вещи и события окружающего мира у ребёнка была гражданская точка зрения» [3]. Гражданское воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает, прежде всего, становление его от- ношений к родителям, коллективу, окружающим, к Родине, обществу, труду, своим обязанностям и к самому себе. «Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть гражданин, – это человеческие взаимоотношения» – писал В. А. Сухомлинский. По мнению В. А. Сухомлинского воспитание человека-гражданина начи- нается с семьи. В современном мире, где значительно утрачены традиции на- родной педагогики, снижается влияние старшего поколения на младшее, боль- ше стало неполных семей, семей, воспитывающих одного-двух детей, весьма актуальна его мысль, что именно через семью ребёнок начинает впервые осоз- навать свою причастность к большой и малой Родине, знакомиться с традиция- ми и культурой своего народа, осваивать родной язык. Тем не менее, обращение к наследию В. А. Сухомлинского показывает, что главной воспитательной средой в процессе гражданского воспитания должна стать именно школа, а одной из составляющих этого сложного процесса – вос- питание патриотизма. «Познание, постижение человеком своей Родины, ста- новление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспита- ние в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [3, с. 141]. В современном мире много жестокости, неуважения к окружающим. По- этому необходимо подрастающему поколению прививать такие качества, как доброта, уважение, взаимопонимание, терпимость, трудолюбие, милосердие и др. (Примеров много мы видим в социальных сетях, по телевизору, где одного подростка избивают группой, и при этом все снимают на телефон, чтобы потом выложить в сети, показав всему обществу какие они «герои»). Вполне созвучны идеям Сухомлинского о миссии гражданского воспита- ния современные трактовки его цели. «Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Роди- не, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание чело- века, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающе- го, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества» [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=