Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

359 А. М. Пащенко Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ЧЕЛОВЕК – ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ КАК ЦЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ: ВЗГЛЯДЫ В. А. СУХОМЛИНСКОГО И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ Политические, экономические и социальные катаклизмы конца 1980-начала 90-х годов в Российском обществе, изменение культурно-идеологических ориен- тиров в отношении человека как социальной ценности обусловили целый ряд проблем, связанных с воспитанием. Отказ от привычных жизненных стереоти- пов советской эпохи, установка на формирование активной личности, способной к саморефлексии и самосовершенствованию, привели к изменению ценностных ориентаций у молодежи. Первостепенное признание получили такие, как инди- видуализм, направленность на достижение материального благополучия. В ре- зультате этого выросло поколение, для которого иной смысл приобрели понятия «гражданин», «Родина», «патриотизм». Тем не менее, стоит отметить, что проблема формирования человека- гражданина и патриота своей страны всегда осознавалась обществом, школой как одна из наиболее значимых в воспитании молодежи. Она нашла отражение в работах общественных деятелей и педагогов прошлых столетий (Н. Г. Черны- шевский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и др.). В конце 20 века в условиях новой образовательной парадигмы ей посвя- тили исследования А. Я. Азаров, Е. В. Бондаревская, Я. В. Соколов и др. Возможно утверждать, что в советский период отечественной истории граж- данственность рассматривалась как одна из идейно-нравственных характеристик личности, истинное проявление которой неразрывно связано с патриотизмом. Гражданин – это человек не только юридически принадлежащий конкретному го- сударству, но и ответственный за судьбу своей Родины. Патриот – «человек, пре- данный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совер- шающий подвиги во имя интересов своей Родины» (С. И. Ожегов). Актуальность рассматриваемой проблемы в современных условиях под- черкнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденной Правительством РФ от 30.12.2015 № 1493 [1], в соответствие с которой разработан план стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвер- жденный распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [2]. Данные документы особо подчеркивают важность гражданского и патриотического воспитания для достижения национальной безопасности как России, так и каж- дого ее человека. Как стать настоящим гражданином России? Какова связь между граждан- ским потенциалом личности и ее патриотизмом? Как школа участвует в воспи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=