Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

356 Т. Г. Паршкова Факультет математики, физики и информатики, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Романова ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ Тема профессионального самоопределения является актуальной в жизни любого человека. Данной проблемой занимались такие ученые, как Э. Берн, Дж. Голланд, Э. Ф. Зеер, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, В. Т. Кудрявцев, А. Мас- лоу, Н. С. Пряжников, Д. Сьюпер, и другие. Задача выбора будущей профессии стоит перед каждым школьником, окончившим школу. Необходимо, чтобы данный выбор был осознанным, основанным на понимании собственных целей, интересов и способностей. Поступая в учебные заведения после школы, уча- щиеся имеют различные мотивы обучения в них: приобретение знаний, полу- чение диплома, желание овладеть профессией, добиться одобрения родителей и окружающих и другие, но в процессе обучения мотивы могут меняться и на противоположные. Для того чтобы изучить мотивацию учебно-профессиональной деятельно- сти, нами было проведено исследование среди студентов разных курсов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В исследовании приняли участие 60 респондентов (студенты 1–5 курсов по направлению подготовки Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Физика» и «Математика»/ «Физика» и «Астрономия»). При изучении мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ис- пользовались методики: «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина) и «Изуче- ние мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин). Для выявления мотивов учебной деятельности применена методика Т. И. Иль- иной. Данная методика позволяет студентам осознать свои мотивы и выявить наи- более значимые из них. Мотивы подразделяются по шкалам: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), «овладение профессией» (стрем- ление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессиональ- но важные качества), «получение диплома» (стремление к поиску обходных пу- тей при сдаче зачетов и экзаменов). Преобладание мотивов по первым двум шкалам говорит об адекватном выборе профессии [1]. Респондентам было предложено выразить свое отношение к утверждени- ям, касающимся их учебы в ВУЗе. Данные показали, что для студентов всех курсов характерно преимущество первой шкалы, ниже по результатам находит- ся шкала «овладение профессией», и наименьшее количество баллов получила третья шкала, которая связана с получением диплома. Полученные результаты говорят об адекватном выборе профессии большинством студентов. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» позволяет провести качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. Более высокий ранг получают мотивы, которые чаще всего выбираются [1]. Респон-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=