Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
354 го) и рассказывает: «Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до ко- лен и имела у ворота разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и обяза- тельно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали вы- шивкой. Обязательной частью одежды были длинные штаны-порты. Порты заправлялись в сапоги, или их обвертывали онучами и поверх надевали лапти». Также рассказ можно применять при изучении исторических событий Но- вейшего времени, жизни древних славян. Вторым методом является беседа. Она представляет собой диалогический метод изложения учебного материала, где учитель поставленными вопросами побуждает учащихся рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности изучаемые факты и явления, а также самостоятельно подхо- дить к теоретическим выводам и обобщениям [2, c. 53]. Например, на уроке ок- ружающего мира применение беседы возможно при изучении национальностей. 3. Использование широкого спектра источников (словари, учебники). Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил зна- чение неизвестных ему слов, встретившихся в учебнике окружающего мира. Этот словарь позволяет познакомить школьника с многозначными словами, с омонимами, а также с синонимами [5, c. 281]. При изучении таких тем, как народы России и мира, религии, быт этносов необходим толковый словарь. Ведь именно в данных темах встречаются различные незнакомые учащимся термины, в том числе устаревшие слова. Например, чукчи, коряки, ительме- ны, эскимосы. Учебник является наиболее важным средством обучения. На уроках окру- жающего мира его использование нацелено на развитие мышления, речи, памя- ти, воображения детей, а также на формирование важнейших понятий в области окружающей среды. Содержащаяся в учебнике система заданий, особенно игрового характера, обеспечивает высокую активность учащихся во время работы на уроке. Особое внимание уделяется этнографическому образованию учащихся: знания о стра- нах и народах мира. Человек, природа и общество рассматриваются в их нераз- рывном, органичном единстве, что позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека [4, c. 139]. Таким образом, нами были раскрыты педагогические условия для эффек- тивного формирования этнографических знаний у младших школьников. Литература 1. Виноградов, Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г. С. Виноградов.– М.: Изд-во вост. лит.– 2009. 2. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в началь- ной школе: Особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1–4 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе.– М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2008. 3. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин.– М.: МГУ, 2005.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=