Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

353 с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также пробуждается интерес к истории Отечества. Этнографо-исторические знания являются фундаментом для формирова- ния у младшего школьника ценностного отношения к окружающему миру. Приходим к выводу, что формирование вышеописанных групп этнографи- ческих знаний позволяет учащимся ориентироваться в современном мире, дос- тигать взаимопонимания с людьми, представляющими различные культурные, религиозные, этнические традиции, а также расширяет их мировосприятие. 2. Использование наглядных (иллюстрация, демонстрация) и словесных (рассказ, беседа) методов. Применение наглядных методов обучения на уроках окружающего мира является обязательным условием их эффективности. Без реализации принципа наглядности педагог не сможет сформировать правильные научные понятия и представления об окружающей действительности [3, c. 34]. Рассмотрим следующие наглядные методы для формирования этнографи- ческих знаний: Иллюстрация портретов ученых, исторических деятелей направлена на конкретизацию материала, формирование представлений детей о выдающихся людях истории, науки и культуры, выступает приемом нравственного воспита- ния детей. Демонстрация изображений объектов и явлений – метод, связанный с при- менением наглядных и технических средств. В основном, демонстрируются те объекты и явления, которые трудно или невозможно увидеть детям в ближайшем окружении [4, c. 106]. Например, на уроке окружающего мира при изучении та- ких тем, как «Мир глазами географа», «Мир глазами историка» школьникам можно продемонстрировать карты географических и исторических объектов. Демонстрация приборов на уроках окружающего мира является составной частью организации последующей практической работы с ними. Например, при знакомстве учащихся с книгопечатанием и письменностью на Руси можно проде- монстрировать старинные книги, летописи. Также каждый ребенок может по- смотреть книги и летописи индивидуально, передавая данные предметы по рядам. Демонстрация видеофильмов и компьютерных презентаций помогает зри- тельно представить учащимся материал урока, обогатить формируемые пред- ставления и понятия, а также создать благоприятный эмоциональный фон урока [6, c. 87]. Например, при изучении народов мира учащимся демонстрируется видеофильм, в котором показывается жизнь разных народов, их традиции, быт, занятия и верования. Рассмотрим словесные методы обучения окружающему миру. Первый метод – рассказ. Он представляет собой последовательное устное изложение учебной информации, используемое чаще всего при изучении ново- го материала, в большей степени при изучении исторических тем, реже – при подготовке к наблюдениям, при постановке опытов, во время экскурсии. Приведем пример использования рассказа-описания на уроке окружающего мира, который используется для создания образного представления о предмете. Учи- тель демонстрирует учащимся иллюстрацию русского народного костюма (мужско-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=