Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
349 П. А. Ончукова Факультет технологий и бизнеса, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПОЗДНЕМ КОНФУЦИАНСТВЕ Проблема сущности, происхождения, природы, предназначения и смысла человеческой жизни является одной из основных проблем мировой философии. Так, мыслители позднего конфуцианства Мэн-цзы и Сунь-цзы оценивали чело- веческую сущность с доброй и злой сторон. Мэн-цзы утверждал, что природа человека добра. И даже если, человек поступает не по совести, не по правилам этики и морали, то он к этому не причастен, его принудили к этому условия жизни (например, голод, холод, одиночество, уныние). Из этого можно сделать вывод, о том, что если человек не будет попадать в трудные жизненные ситуа- ции, то он будет поступать правильно и честно, будет следовать верной дороге. В философской системе Мэн-цзы есть несколько принципов, которым должен следовать каждый человек: обучение должно быть на первом месте, только тогда в жизнь не войдет зло; гуманность, справедливость и мудрость – главные качества для человека. Если таковые отсутствуют, их нужно развивать и совершенствовать; человек должен выращивать и развивать добродетелей; сознание нужно прояснять и выбросить злые, недобрые мысли и идеи; нужно попытаться ликвидировать неприглядное поведение и отказаться от побуж- дающих, необдуманных речей. Мэн-цзы был уверен в том, что каждый может стать великим мудрецом. Но для этого, нужно будет пройти длинный путь совершенствования, совершая благие дела, и честные поступки. Он считал, что только умные и праведные люди могут быть правителями, а остальные должны им служить [2]. В этом, он повторяет и одобряет мысли Конфуция. Возражение такому ходу мыслей высказывает Сунь-цзы. Он считает, что человек по природе своей зол. Мыслителем были созданы правила и нормы, ко- торые способны предотвратить и устранить последствия этой природы челове- ка, а также помочь воспитать и изменить поведения, чувства, и эмоции. Они должны были нацелить человека на истинный, праведный путь. В философской системе Сунь-цзы можно выделить несколько основных принципов: жизнь и судьба человека зависит от него самого и небо не может управлять им; от че- ловека зависит счастье, любовь, здоровье; если беречь и накапливать капитал, экономить, то человек не сможет стать бедным; если беречь здоровье с ранних лет, и не растрачивать его, то и болезней не будет; если люди соблюдали пра- вила этики и морали, поступали честно и по совести, то они не могут быть не- счастны и будут владеть добродетельностью; изжить зло из человека можно только обучением, воспитанием, следованием правилам морали и этикета. Схожесть взглядов Мэн-цзы и Сунь-цзы в том, что они оба признают природ- ное происхождение качеств человека и то, что совершенствование длится всю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=