Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
346 А. В. Олейникова Факультет психологии, магистрант I курса (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова АКТУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА СТАНОВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью остается очень острой на сегодняшний день. Самооценка является важным регулятором взаимоотношений ребенка с обществом, его даль- нейшей интеграции в него. От самооценки зависит то, насколько ребенок требова- телен к себе, его отношение к собственным успехам и неудачам. Неадекватно за- вышенная или заниженная самооценка является препятствием для социализации таких детей и самореализации в деятельности. Детально изучив эту проблему, мы получим представление о том, что в большей степени влияет на формирование са- мооценки у младшего школьника с умственной отсталостью, а самое главное, как правильно работать с полученными теоретическими и практическими знаниями. Младший школьный возраст является начальным периодом осознания ребен- ком себя, своих мотивов и потребностей в мире взаимоотношений. В школьном возрасте ребенок начинает понимать и осознавать факт своего существования. По этой причине важно в данный промежуток времени заложить основы для формиро- вания дифференцированной адекватной самооценки. Неправильно сформированная самооценка приводит к внушительным личностным и коммуникативным пробле- мам [6]. Здесь основополагающим фактором развития адекватной, здоровой самооцен- ки является семья, поскольку она является первой социальной группой, в которой ребенок усваивает правила поведения и узнает, что за собой влечет их нарушение. Знания о самом себе и окружающем мире, которые ребенок получает в семье, и яв- ляются той самой почвой для формирования его самооценки. Семья, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии, испытывает сильнейший стресс, который накладывает на личность ребенка, у которого еще не произошло осознание собственного дефекта, сильнейший отпечаток. Родители свя- зывают свое будущее, в частности реализацию надежд и мечтаний, со своим ребен- ком. Однако особенности ребенка с нарушением лишают родителей возможности выйти на более высокий уровень личностного роста. Это отягощается еще и вос- приятием дефекта ребенка как краха всех жизненных планов. Именно поэтому необходимо сопровождение детско-родительских отношений и процесса развития самооценки младших школьников с умственной отсталостью. Сопровождение мы рассматриваем как систему организационных, диагности- ческих, развивающих мероприятий для родителей и учащихся, которые создают оптимальные условия для функционирования образовательной среды, дающей личности самореализоваться [8].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=