Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
332 героя, когда у него возникает собственное мнение и мысли. Однако, один чело- век не может победить целую иерархию и наш герой подчиняется системе, а не уничтожает ее. Он превращается в безликий организм, который не способен функционировать отдельно от толпы. Именно это и объясняет название романа, ведь в Государстве каждая отдельная личность подчинена обществу, «Мы». В отличие от произведения «Левиафа́н» Замятин протестует против власти. Философская мысль произведения «Мы» заключается в том, что машинизация жизни влечет за собой потерю индивидуальности. Деспотичный тоталитарный режим ведет к унификации индивидуального мнения и мышления. Концептуальные идеи романа Замятина «Мы» повлияли и на произведения Джорджа Оруэлла (настоящее имя Эрик Артур Блэр). Философский замысел романа «1984» пришёл к автору в 1943-м году. В данной книге Джордж Оруэлл рассказывает о политическом и общественном строе, сложившемся на Земле к концу XX века. Главный герой живет в мире, где всякое действие и мысль яв- ляется объектом наблюдения «Большого Брата», от которого нельзя ничего скрыть. «Незнание – сила, Свобода – рабство, Война – мир» – это лишь некото- рые философские идеи того общества. Но герой совершает самое страшное преступление, преступление в образе мыслей – он осознает свою ненависть к Партии и Большому брату. С этого момента Уинстон Смит-покойник. Фило- софская направленность романа очень схожа с произведением «Мы». Автор приходит к мысли, что деспотичная политическая система рано или поздно ло- мает человека, стирая все индивидуальное и человечное. Также большое фило- софское значение носит такой элемент книги, как «Новояз». Через философ- скую проблематику «Новояза» автор показывает, что упрощение языка ограничивает человека в мышление. Философские идеи фантастических рома- нов 20 века были навеяны пережитком тех лет. Авторы видели, как деспотич- ный строй губит людей. В прошлом антиутопия выполняла важные идеологи- ческие и воспитательные функции. И если впервые основные нравственные и законодательные нормы были сформулированы в антиутопиях, то как обстоят дела с современной фантастикой, когда сейчас в мире люди ценят толерант- ность и демократию? Современная фантастика, хотя и лишилась ряда прежних функций, тем не менее, не утратила своей роли в качестве специфического жанра литературы. Критики, которые изучают философскую направленность данного жанра, выделают несколько однотипных шаблонов, которые можно увидеть у современных писателей. Именно на их примере ярко выражена раз- ница философских идей литературы 20 и 21 веков. Пожалуй, самый первый и самый главный шаблон – это то, что в современных книгах только главный герой может разрушить политический строй, свергнув все правительство. За- частую это всегда подросток и в большинстве случаев он ломает систему, а не наоборот. Как, например, в произведение «Дивергент» Вероники Рот. В своей работе автор описывает пост – апокалипсическое Чикаго. Оставшиеся в живых люди делятся на пять фракций, основанных на их способностях. Каждый год все 16-летние дети проводят тест на способность, который определяет фрак- цию. Все люди однотипны. Когда главная героиня проходит свой тест выясня- ется, что она подходит под каждую фракцию, ведь она – Дивергент. Она пред-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=