Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

33 Е. С. Базыкина, А. А. Сафронов Факультет математики, физики и информатики, V курс (очная форма обучения) Научные руководители – В. А. Панин, Ю. В. Бобылев ИЗУЧЕНИЕ ИЗБРАННЫХ ВОПРОСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Изменения, происходящие в сфере образования сегодня, вызваны, прежде всего, современными требованиями как научного, так и практического характе- ра. Это, в свою очередь, сказывается на содержании учебных программ и ре- зультатов их освоения. Кроме того, обращаясь к государственным стандартам и учебным планам, важно подчеркнуть, что одним из характерных изменений в развитии совре- менного образования является изменение часов при изучении дисциплин: коли- чество аудиторных часов сокращается, а количество часов, отводимое на само- стоятельную работу студентов, увеличивается. С одной стороны, это дает обучающимся возможность личного определения содержания образования в рамках изучения данной дисциплины (отбор учебного материала, системати- зация и т. д.) и развитии функции самоанализа. Потому, особую важность представляют элективные курсы (или курсы по выбору), цель которых – расширить и углубить знания студентов по выбранным разделам образовательной программы на всех направлениях подготовки. Их реа- лизация способствует формированию профессиональной компетенции. Это ак- туально и для студентов физико-математических факультетов педагогических вузов, изучающих в рамках своей программы курс теоретической физики. Отметим, что курс теоретической физики в педагогическом вузе – факти- чески заключительный этап образования будущего учителя физики. Его цель, наряду с курсом общей физики, – способствовать развитию естественно- научного мировоззрения, формируя понимание физических явлений и законов, которыми эти явления описываются. С учетом основной специфики педагоги- ческого высшего учебного заведения, курс теоретической физики должен быть предельно доступным, но при этом достаточно содержательным. При освоении студентами курса теоретической физики, как и других дис- циплин, изучение отдельных вопросов может осуществляться недостаточно подробно или остается невостребованным, что влияет на целостное восприятие изучаемых физических явлений. Потому, и целесообразно создание соответст- вующих элективных курсов, способных дополнить и расширить у обучающихся систему знаний по теоретической физике. Содержание элективных курсов определяется, прежде всего, содержанием ос- новного курса изучаемой дисциплины. Рассмотрим это на примере двух тем, отно- сящихся к таким разделам теоретической физики, как механика и электродинамика. Метод криволинейных координат – это один из специальных методов ре- шения задач теоретической физики, в частности, и для электростатики, где по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=