Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции
322 тиворечие между необходимостью оптимизации обучения взрослых лексике и отсутствием единого подхода, соответствующего теоретико-методоло- гического обоснования реализации указанного процесса, что обусловливает ак- туальность выбранной темы исследования. Логика проведения данного исследования требует, прежде всего, выявле- ния сущности обучения взрослых. Под дополнительным профессиональным образованием в современной научной литературе понимается «образование, получаемое дополнительно к основному общему или профессиональному обра- зованию через дополнительные образовательные программы и услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потреб- ностей граждан, общества, государства» [8]; «шестиуровневая (от дошкольного до последипломного) пятикомпонентная система (в составе: цель, содержание (образовательные программы), образовательные учреждения, органы управле- ния, формы/методы), системообразующим звеном которой является целепола- гание – общее развитие человека, по смыслу для всей системы дополнительно- го образования в целом и специфическое для каждого ее уровня» [5, с. 12–13]. Как отражают приведенные подходы, дополнительное профессиональное образование представляет собой многоуровневую образовательную систему, направленную на удовлетворение потребностей в развитии, саморазвитии лич- ности, имеющую огромную значимость для самой личности, общества и госу- дарства и реализуемую посредством образовательных программ и услуг. Глав- ной особенностью дополнительного профессионального образования выступает его нацеленность на взрослых слушателей, уже имеющих основное общее или профессиональное образование, соответственно, в процессе обучения следует учитывать особенности взрослой аудитории, при работе с которой использова- ние форм и методов, применяемых в школе, представляется невозможным. Огромной проблемой для иноязычного обучения в системе дополнитель- ного профессионального образования является выбор форм и методов обучения лексике. Как уже отмечалось, именно от форсированности лексических навы- ков зависит успешность реализации коммуникативного взаимодействия, пра- вильность и логичность оформления собственных диалогических и монологи- ческих, устных и письменных высказываний. Выделение лексических знаний и умений в отдельное направление языко- вого обучения обусловлено тем фактом, что современная лингвистика исходит из понимания языка как иерархической структуры, включающей ряд уровней, каждый из которых оперирует собственным набором языковых знаков. Лекси- ческий уровень оперирует отдельными словами (нейтральная, научная, обще- употребительная, национально-окрашенная лексика), фразеологическими и другими устойчивыми сочетаниями, речевыми формулами, клише и пр. Дру- гими словами, единицами, обеспечивающими личность возможностями реали- зации коммуникативного взаимодействия. Лексические навыки могут быть представлены двумя видами навыков – речевыми и языковыми. В свою очередь, под языковыми навыками понимаются «дискурсивно-аналитические навыки оперирования лексическим материалом вне связи с коммуникацией: навыки анализа слов, словообразовательные навы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=