Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

319 ния, перевод значительной части бюджетных образовательных организаций на новую систему финансирования – систему госзаказов. По итогам данных меро- приятий государство решало задачи уменьшения расходов на содержание дан- ных организаций, совершенствования сети государственных образовательных организаций, а также оптимизации процесса обучения учащихся [3]. Говоря о правовом статусе образовательной организации, следует отме- тить, что в правовой науке существуют различные подходы к характеристике данного института. Большой юридический словарь дает понятие правового ста- туса, как закрепленного нормами права положения субъектов права и совокуп- ности их обязанностей, прав и ответственности. Обычно правовой статус вклю- чает в себя правосубъектность (т. е. способность лица иметь и осуществлять юридические обязанности и субъективные права), в свою очередь включающей правоспособность, деликтоспособность, а в случае физического лица – дееспо- собность; закрепленные законом права и обязанности, гарантию закрепленных прав и ответственностей субъекта за исполнение обязанностей [4]. Данное по- нятие отражает статичные, модельные характеристики правового статуса лица. В тоже время, С. С. Алексеев отмечает, что правовой статус есть правовое по- ложение субъекта, отраженное в его «фактическом состоянии во взаимоотно- шении с обществом и государством» [5]. Таким образом, можно определить, что правовой статус образовательных организаций включает в себя установленные нормами права юридические пра- ва, обязанности и ответственность данных субъектов, механизмы их реализа- ции. Правовой статус образовательной организации является важным элемен- том образовательной системы, образуя ореол ее функционирования, который так же определяется процедурами аккредитации и лицензирования образова- тельной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1] по- священа отдельная статья (ст. 28) правам, обязанностям ответственности обра- зовательной организации. Правовой статус образовательной организации пред- полагает определенную долю автономии, самостоятельное решение в пределах административной правосубъектности конкретной организации его целей и за- дач, осуществление необходимых для этого функций. Все образовательные ор- ганизации вправе вести сопутствующие к образовательным видам деятельности (консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере ох- раны здоровья граждан и другие). Ответственность данной организации также вытекает из ее компетенции, в частности обязанности, и связана, в широком смысле с ненадлежащей реализацией образовательных функций. Данные законодательные установления, закрепляющие правовой статус образовательных организаций отражает современную практику и перспективы развития деятельности образовательных организаций в Российской Федерации. Литература 1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.): Принят Гос. Думой Федер. Собр.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=