Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

31 В. А. Сухомлинский как и многие другие отечественные педагоги прошло- го (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой) считал важным средством нравственного воспитания ребенка слово. Среди содержательных аспектов его система нрав- ственного воспитания предусматривала такие как патриотизм, гражданствен- ность, доброжелательное отношение к людям и чувство долга перед ними, лю- бовь к родителям и близким. Одним из главных в нравственной составляющей личности является, как раз, чувство привязанности к родине, долга перед ней. В. А. Сухомлинский в своей работе всегда придерживался принципа, что убеждения и четкая пози- ция гражданина – это именно то, что необходимо формировать у ребенка с са- мого малого возраста, а зачатки патриотизма закладываются через любовь к родному краю. Вследствие этого В. А. Сухомлинский важное место в воспи- тательной работе учителя отводит краеведению: совместные походы в музей, прогулки на свежем воздухе помогают сформировать у ребенка чувство привя- занности к родному краю, традициям, культуре своего народа. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок должен сам справляться с воз- никающими сложностями (при поддержке педагога конечно же). Ведь только преодоление препятствий помогает воспитать по-настоящему сильную и стой- кую к жизненным трудностям личность. Больше всего педагог стремился, что- бы его дети преодолели такое чувство как жалость к себе. В своей работе «Как воспитать настоящего человека» В. А. Сухомлинский пишет: «Жалость к себе – чувство слабовольных, оно способно даже сильного сделать тщедушным суще- ством. Быть тщедушным – незавидный удел. У тщедушного – мелкие, убогие радости, он не знает подлинного счастья бытия, для него непостижим и недос- тижим идеал: тщедушие вырождается в эгоизм и трусость»[1, с.27]. Так в жиз- ни бывают ситуации, когда никаких физических сил не хватает, тогда именно внутренние духовные силы помогают человеку. Сила духа – одно из нравственных качеств человека. Оно выступает осно- вой в преодоления жалости к себе. Через преодоление самого себя она учит ре- бенка быть добрым, всегда проявлять внимательность к переживаниям других людей. А начинать воспитывать силу духа следует в младшем возрасте – пола- гал В. А. Сухомлинский. Одной из главных целей любого педагога в воспитании каждого ребенка является принятие того, что нельзя совершать противозаконные поступки именно потому, что они принесут вред другим, а не только из-за того, что за них последует наказание. И если ребенок понимает чувства окружающих, то он никогда не совершит поступки, которые могут нанести им вред. Подходы В. А. Сухомлинского к вопросам нравственного воспитания ха- рактеризуются рядом аспектов: он всегда видел нравственное воспитание в не- отъемлемой связи с повседневной работой школы, деятельностью учителя и семейным воспитанием. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что воспитание–это одна из главнейших задач не только общества, но и прежде всего семьи. Так именно в семейных от- ношениях изначально начинают закладываться самые основы, нравственные ценности. Важнейшим условием нравственного воспитания является тесное со-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=