Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции

307 Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина позволил определить среди первокурсников группы с разными уровнем адаптации. Для сравнения мы изобразили три из основных состав- ляющих: поведенческая регуляция, коммуникативные особенности, личност- ный адаптационный потенциал. На представленной ниже диаграмме можно за- метить, что средний уровень адаптации у респондентов выше, чем другие, однако ниже среднего рассматриваемые критерии оказались у немалой части студентов. Эта группа обладает признаками явных акцентуаций характера и не- которыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охаракте- ризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состоя- ния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки. Рис. 3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина Всем известно, что самая сложная работа это работа над собой. Легко об- винить в своих неудачах других людей или складывающиеся обстоятельства, но намного сложнее, хотя и действеннее, будет найти причину в себе и попытаться ее исправить или скорректировать. В одиночку без поддержки и помощи стар- ших товарищей эта задача может оказаться непосильной, поэтому так важно ее обеспечить. Поэтому так важно заранее позаботиться о вопросе адаптации студентов первых курсов вуза, и в самом начале учебы протестировать адаптационный потенциал и личностные характеристики каждого из них. Тем самым выявив группу с наименьшими адаптационными возможностями среди первокурсни- ков, появляется возможность в самом начале пути предотвратить немало про- блем. Эффективным средством, по-нашему мнению, являются тренинги, где в небольших группах можно проработать самые важные вопросы межличност- ного общения и саморазвития. Узнать эффективные приемы и способы актив- ного слушания, конструктивного решения конфликтов, предотвращения дест- руктивного стресса, и раскрыть весь потенциал тайм-менеджемента.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=